Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Онлайн семинар «Электронное гражданское участие в регионах России: состояние и перспективы»

11 декабря 2020 г. состоялся онлайн-семинар «Электронное гражданское участие в регионах России: состояние и перспективы», организованный Центром технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО (ЦТЭП ИДУ). В мероприятии приняли участие 50 государственных и муниципальных служащих из 20 регионов России, а также представители академического сообщества из Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля и Минска.

Семинар был посвящен обсуждению результатов Мониторинга ресурсов электронного участия в России — 2020, проведенного ЦТЭП ИДУ в декабре 2019 года. Ведущим семинара выступил Андрей Владимирович Чугунов, директор ЦТЭП ИДУ, который ознакомил участников семинара с методикой исследовательского проекта и институциональной моделью, заложенной при его проведении. В роли модератора выступил Юрий Андреевич Кабанов - аналитик отдела мониторинговых исследований ЦТЭП ИДУ.

Заместитель министра цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан Динар Данилович Шарафутдинов, участвующий в семинаре, подчеркнул важность проведенного исследования. Он отметил, что «электронные сервисы позволяют властям региона делать важные выводы, собирая аналитику по запросам и жалобам населения, а гражданам участвовать в процессе управления регионом и в формировании политических решений».  Динаром Даниловичем отдельно было подчеркнуто проникновение электронных сервисов взаимодействия граждан и власти: «За последние три года электронные сервисы быстро эволюционируют и уже позволяют высказываться о проблемах и выражать мнение населению, просто достав смартфон». Комментируя результаты исследования, Динар Шарафутдинов предложил подготовить методические рекомендации для органов власти по реализации проактивных сервисов для граждан на основе их пользовательской активности в существующих сервисах. Также есть предложения по синхронизации классификаторов тем сообщений, используемых ОГВ, т к сейчас они разнятся.

В связи с тематикой семинара отдельное обсуждение было посвящено Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ. Участники семинара обозначили, что в среде государственных служащих и в научном сообществе сложилось мнение о необходимости эволюционного развития данного закона и приведения его в соответствие с текущим уровнем развития сервисов электронного участия и современных инфокоммуникационных технологий.

Юрий Андреевич Кабанов, один из авторов мониторинга, подробнее ознакомил участников семинара с системным подходом, который использовался при проведении исследования. Отдельное внимание в сообщении Юрия Андреевича было уделено перечню индикаторов, на основании которых составлялся рейтинг порталов: открытость, доступность, принятие решений, обратная связь и специфические требования, уникальные для каждого из рассматриваемых типов ресурсов.

С докладом «Проведение исследования и лучший опыт регионов и муниципалитетов» выступил магистрант Университета ИТМО и координатор группы мониторинга Георгий Олегович Панфилов. Докладчик подробнее рассказал о процедуре исследования, представил основные результаты мониторинга.

 

Также были выделены лучшие примеры реализации в регионах России каналов электронного участия в категориях «Открытый бюджет», «инициативное бюджетирование», «портал сообщений о проблемах», «портал электронных инициатив и петиций», «электронное голосование» и «краудсорсинг».

Петр Федорович Иванов, советник директора Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра (СПб ИАЦ), отметил, что при проведении дальнейших исследований необходимо выделять различные уровни государственного управления, что взаимодействие власти и граждан – это не самое значительное направление деятельности органов власти и есть большой спектр внутренних процессов, от эффективности функционирования которых зависит оперативность реакции власти на обращения граждан (экспертное заключение и рекомендации П.Ф. Иванова представлены в приложении).  

Эксперты согласились, что рассматриваемые каналы электронного участия влияют на оперативное решение проблем, но также необходимо в модели анализа электронного участия уделять внимание процедурам и регламентам отработки обращений граждан.

Алан Тасолтанович Салбиев, руководитель управления Республики Северная Осетия-Алания по информационным технологиям и связи, отметил, что проведенное исследование показывает необходимость сводить воедино данные об имеющихся в субъектах Российской Федерации порталах электронного участия, чтобы для пользователей были обеспечены удобные точки входа и поиска. Особенно актуальной задача по сбору и анализу информации о государственных и об иных информационных системах становится в контексте распоряжения Правительства России от 9 декабря 2020 г. №3277-р о проведении инвентаризации IT-ресурсов, созданных или приобретенных для реализации своих полномочий федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами, в том числе созданных и приобретенных в целях обеспечения реализации указанных полномочий находящимися в их ведении подведомственными учреждениями и предприятиями. Отдельное внимание эксперт уделил необходимости проведения рекламных кампаний по продвижению сервисов среди населения. Состоялось обсуждение ситуаций, когда эксперты не могут обнаружить имеющийся в регионе / муниципалитете информационный ресурс и как избежать таких ошибок при формировании базы для мониторинга электронного участия.

Галина Николаевна Сташевская, заместитель директора департамента цифрового государственного управления Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, выделила приоритетность развития цифровых платформ обратной связи на базе единого портала государственных услуг. Галина Николаевна отметила, что появление сервисов обратной связи – лишь верхушка айсберга реализуемой системы, поскольку органы власти и местного самоуправления должны не только получать запросы, но и корректно обрабатывать их. Для этого должна быть выстроена система, позволяющая реально решать проблемы населения оперативно и на качественно ином уровне. Также развёртывание платформ обратной связи, реализуемое в сложившихся эпидемиологических условиях, позволяет учесть запросы граждан в планах развития тех или иных территорий. При этом, по мнению Г.Н. Сташевской, получение подробной статистики от сервисов позволяет оптимизировать процессы на различных уровнях управления.

В завершении семинара состоялось обсуждение планов дальнейших исследований, в частности были обозначены планы рабочей группы проекта в 2021-2020 гг. параллельно с проведением мониторинга и совершенствованием методики начать пилотные проекты в регионах с целью изучения различных аспектов эффективности функционирования электронных механизмов обратной связи. Руководитель проекта А.В. Чугунов проинформировал, что рабочая группа ведет консультации по этому вопросу с коллегами из Санкт-Петербурга, Республики Башкортосан, Калужской области и Республики Северная Осетия-Алания. Этот процесс происходит в координации с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Галина Николаевна Сташевская подтвердила заинтересованность в продолжении комплексного мониторингового исследования, поддержав идею пилотных региональных проектов.

В рамках проведенного семинара были сформулированы рекомендации в адрес авторов мониторинга по получению актуальных и точных данных при анализе порталов электронного взаимодействия, обсуждены планируемые изменения системы регионального электронного участия и определены перспективные направления дальнейших исследований в 2020-2021 году. Представители органов власти выразили заинтересованность в дальнейших исследованиях проектной группы Центра технологий электронного правительства, которые могут быть использованы органами власти для решения проблем граждан «здесь и сейчас».

Коллектив разработчиков методики выражает благодарность всем участникам семинара и будет рад обратной связи и предложениям, касающимся опубликованного исследования (контакт: egov@itmo.ru).

Разработка методики мониторинга ресурсов электронного участия в России-2020 и проведение исследования осуществляется Центром технологий электронного правительства при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 18-18-00360 «Электронное участие как фактор динамики политического процесса и процесса принятия государственных решений».

 

Программа семинара (PDF)

Презентация А.В. Чугунова (PDF)

Презентация Ю.А. Кабанова (PDF)

Презентация Г.О. Панфилова (PDF)

С отчетом об исследовании можно ознакомиться по ссылке.

Обзор рейтинга электронного участия 2020 на портале D-Russia – ссылка.

 

-- * --

Приложение

Экспертное заключение и рекомендации П.Ф. Иванова (СПб ИАЦ)

Необходимо рассматривать три возможных режима принятия решений органами управления разных уровней:

- решение управленческих задач стратегического характера, связанных, как правило, с перспективами развития региона, стабильностью и преемственностью власти;

- решение управленческих задач оперативного, тактического характера, ориентированных на текущее организационное и финансово-ресурсное обеспечение выполнения планов и проектов;

- решение чрезвычайных, экстремальных управленческих задач, связанных с необходимостью предотвращения или устранения последствий воздействия разрушительных природных или техногенных факторов; возникновением и неконтролируемым развитием острых социально-политических проблем и конфликтов.

Каждый из указанных режимов принятия решений нуждается в информационно-аналитической поддержке и обратной связи с населением.

Стратегический уровень предполагает выявление проблемных областей в различных сферах жизнедеятельности региона, анализ и прогноз долгосрочных тенденций его социально-экономического развития; анализ и прогноз общественно-политических тенденций и создание системы уравновешивания различных проявлений политической активности. На данном уровне генерируются методы решения проблем, разрабатываются концептуальные подходы, оптимизируются модели и сценарии развития региона.

На оперативном уровне производится мониторинг и анализ текущего состояния элементов социально-экономической и общественно-политической сфер региона, формируются планы реализации концепций, моделей и сценариев развития региона, осуществляется оперативный контроль и корректировка выполнения планов и проектов.

Чрезвычайное управление предполагает одновременно прогнозирование и предотвращение экстремальных ситуаций, создание сценариев их возникновения и развития, непрерывный мониторинг характеристик и показателей потенциально опасных природных, техногенных социально-политических факторов и обеспечение организационно-технических вопросов осуществления управления в экстремальных условиях.

В функции оперативного управления регионом входит не только внутренняя административная работа, но внешнее взаимодействие с гражданами, структурами власти и управления всех уровней, общественными и политическими организациями, предприятиями всех форм собственности, средствами массовой информации. Эти связи образуют своеобразный контур обратной связи в классической схеме управления объектом. Исследование параметров контура позволяет делать выводы о реакции общества на отдельные стратегические и тактические решения, качестве оперативного управления, направлениях корректировки планов и проектов региональных органов управления.

Исследования и, при необходимости, даже изменения параметров контура обратной связи могут проводиться на основе прямых (публичных) или косвенных (латентных) контактов органов власти с обществом.

Прямые контакты осуществляются в виде традиционных для оперативного управления методов совещаний, собраний, сельских сходов, информационных дней, приемов граждан и т.п. К достоинствам этих методов относятся:

- возможность проведения в реальном времени мониторинга общественного мнения по конкретным вопросам;

- возможность выработки на месте,  в присутствии заинтересованных лиц и при их непосредственном участии, компромиссного решения по обозначенным вопросам; демонстрация демократичности процедуры выработки решений;

- возможность появления неожиданных, оригинальных идей по разрешению проблем и ситуаций, перспективным направлениям работы;

- возможность при правильной организации процесса достигать принятия решений, необходимых для органов управления, влиять на направленность и интенсивность выполнения работ по отдельным направлениям.

Недостатки прямых методов, снижающие их ценность в качестве технологии исследований внешней среды для целей оперативного управления, состоят в следующем:

-  необходимость фильтрации эффектов рефлексивной, групповой и массовой психологии, общего эмоционального фона мероприятия;

- необходимость экстраполяции решений, выраженных и принятых частью общества в специфических условиях, на тенденции общественного мнения в целом;

- существенная зависимость результатов от личных особенностей и предпочтений лиц, находящихся в прямом контакте;

- необходимость отделения задач исследования параметров обратной связи и манипулирования ими.

Косвенные методы исследований можно условно подразделить на стимулируемые и фоновые.

Стимуляция активной реакции общества происходит в результате массового публичного обсуждения состояния конкретных вопросов или состоявшихся событий. Обычно активизация вопроса осуществляется общенациональными или региональными средствами массовой информации. Выражение активности также преимущественно идет через средства массовой информации и характеризуется ограниченным периодом действия и четкой событийной направленностью. Высказывание собственной точки зрения на вопросы и события, вызывающие массовый интерес, в виде личных письменных обращений к руководителям регионов присуще достаточно специфическому и ограниченному кругу лиц, что ограничивает их ценность для исследований общественных реакций.

Фоновая активность письменных обращений граждан достаточно равномерно распределена между региональными органами управления и средствами массовой информации, с устойчивой тенденцией в последний период к преобладанию числа прямых апелляций к местным руководителям.

Методы косвенных исследований традиционно включают мониторинг, анализ и обзоры прессы всех уровней, статистический и семантический анализ почты, оборота документов, информационного обмена региональных органов власти и управления, специальный социологический мониторинг, ведение предметных баз данных.

Проведение ориентированных косвенных исследований с заданной регулярностью позволяет выявлять динамику и направленность изменений, их зависимость от времени и содержания оперативных управляющих воздействий   практически во всех сферах  социально-экономической и общественно-политической жизни региона.

Дата: 17.12.2020

Последние новости:

18.11.2024

15 ноября завершился XI Международный форум «ИТ-Диалог» в Санкт‑Петербурге

В период с 14 по 15 ноября 2024 года в Санкт‑Петербурге прошел XI Международный форум «ИТ-Диалог». Северная столица традиционно провела его на высоком уровне. ...

15.11.2024

В тюменской поликлинике будут выявлять онкологию с помощью ИИ

Тюменская область стала одним из первых регионов, который использует искусственный интеллект (ИИ) для увеличения частоты выявления онкологии на уровне первичног ...