Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Ульяновская область. Электронный социальный регистр населения: шаг навстречу людям

В марте в Министерстве труда и социального развития Ульяновской области был введен в "промышленную эксплуатацию" Электронный социальный регистр населения. Благодаря усилиям специалистов Министерства, это событие произошло на четыре месяца раньше намеченного срока. Об этом и многом другом - в интервью с заместителем Министра по информатизации - Валерием Геннадьевичем Костиным. - Поручение, подписанное Губернатором, о необходимости до первого июля 2012 года сформировать электронный социальный регистр населения Ульяновской области мы получили в конце прошлого года. Электронный социальный регистр населения (далее ЭСРН – ред.) – это единая интеграционная информационная система, позволяющая объединить существующие базы данных по различным мерам социальной поддержки, предоставляемым Министерством, его территориальными органами и подведомственными учреждениями. До недавнего времени по каждому направлению работы эти базы данных формировались отдельно, в некоторых случаях – на разных программных платформах. С 2009 года в Министерстве была начата планомерная работа по созданию единого ЭСРН, в котором бы аккумулировались все необходимые документы и данные, а на каждого получателя мер социальной поддержки Ульяновской области велось бы единое электронное личное дело. Со временем это минимизирует количество требуемых от граждан документов и избавит их от необходимости представления одинаковых данных или данных, имеющихся в распоряжении органов власти. А мы, упрощенно говоря, сможем повысить оперативность отслеживания информации в разрезе каждого муниципального образования региона – где, кому и какие меры социальной поддержки оказываются, какая наблюдается динамика по количеству заявителей, какие возможны прогнозные показатели. Всё это можно будет получать в режиме online. Сейчас мы получаем это ежемесячно или по отдельным запросам. Кроме того, с введением единой базы существенно снизится вероятность технических ошибок, что упростит работу сотрудников и избавит в ряде случаев от необходимости ручной выверки данных. Конечно, всему этому предшествовала колоссальная работа сотрудников каждого управления Министерства труда и социальной защиты населения области. Выверялись старые базы, проводилась конвертация данных. Только за 2011 год было откорректировано несколько сотен тысяч позиций по протоколам конвертации: этого требует новый формат хранения данных. От четырёх месяцев до полугода велась параллельная работа в ЭСРН и старых информационных системах. Все сверялось, что называется, до копейки – здесь важно было не допускать ошибок. По ряду мер социальной поддержки работа продолжается и сегодня. Но, уже уверенно можно сказать – такой регистр теперь у нас есть! - То есть, в скором времени ульяновцы будут избавлены от «хождения по мукам» для того, чтобы собрать те или иные документы – все теперь заложено в единую базу данных. И если, скажем, кто-то, уже получая тот или иной вид социальной поддержки, получит право на дополнительные меры, ему ничего не придется приносить повторно из того, что уже есть в электронном личном деле? - Да, именно такая цель перед нами стоит. Заявителю будет достаточно – в соответствии с 210-м Федеральным законом – паспорта и, при необходимости, других документов личного хранения. Например, диплома об образовании. Однако утверждать, что регистр уже охватывает, как говорится, все и вся, конечно же, нельзя. Количество мер социальной поддержки растет, их качество и характер изменяются, и ЭСРН как живой организм изменяется и будет изменяться вместе с этим процессом. Будет по ходу работы и совершенствоваться и дополняться – доводиться, одним словом. - Скажите, Валерий Геннадьевич, ЭСРН является чисто корпоративной системой, работающей только внутри вашего Министерства? - Да, это ведомственная система. Но ЭСРН также позволяет решить и задачу по переходу к оказанию государственных услуг в режиме межведомственного взаимодействия и (в электронном виде) на портале госуслуг. То есть, мы можем из этой системы осуществлять запрос сведений по заявителю в те ведомства, у которых эти сведения есть. В частности, по справке так называемой «формы №8» – жителям Ульяновска и Димитровграда, чьи адреса абонируются в ООО «РИЦ», такие справки самостоятельно уже брать не нужно. - Стало быть, регистр ориентирован на взаимодействие с другими аналогичными системами? - Платформа регистра высокотехнологична и вполне позволяет это. Например, гражданину для оформления меры социальной поддержки нужен какой-то документ. Система сообщает, существует ли он в электронном виде и может ли его предоставить то или иное ведомство. Оператор направляет электронный запрос на получение этого документа. В настоящее время ведутся настройки различных федеральных сервисов, и к июлю возможности ЭСРН заметно расширятся. Кроме того, в этом году нам предстоит доработать регистр с тем, чтобы принимать заявления с Единого портала государственных услуг. И уже в скором времени ульяновцы смогут направлять заявления на получение мер социальной поддержи, даже не выходя из дома. То есть, мы хорошо понимаем важность перехода к межведомственному электронному взаимодействию и оказанию услуг в электронном виде. И сейчас мы вплотную подходим к тем этапам, на которых будут видны уже реальные результаты. - Валерий Геннадьевич, а ваш ЭСРН универсален? То есть, может ли эта программная база использоваться в других ведомствах и министерствах – с заменой, образно говоря, «начинки»? - Нет. Она создана именно под сферу социальной защиты населения. Однако платформа данной системы – SiTex – позволяет автоматизировать самые разные функции в самых различных ведомствах. Но ЭСРН – чисто ведомственная программа. Хотя и не закрытая от внешнего мира, от взаимодействия с другими системами. - Но виртуальное пространство, как известно, полно опасностей&hellip - Когда имеешь дело с хранением документов в электронном виде и межведомственными запросами, вопросы защиты информации имеют немалое значение. И у нас работа по защите – каналов связи, рабочих мест – ведется постоянно и является отдельным направлением функционального обеспечения ЭСРН. - На этом можно было бы поставить точку. Ясно, что ЭСРН создан и запущен в эксплуатацию, в первую очередь, для граждан. Однако тему нельзя считать исчерпанной, поскольку мы лишь вскользь коснулись плюсов, которые получит от этой системы само Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Поэтому поставим очередной вопрос так: облегчил ли регистр чисто бумажную работу внутри министерства, и какая судьба ждет с введением в действие ЭСРН бумажные архивы? - В прошлом году мы перевели «канцелярский» документооборот в электронный вид. Но это было сделано с использованием другого программного продукта – единой системы электронного документооборота Правительства Ульяновской области. Рабочими местами оснащены все управления и учреждения социальной защиты населения, каждый отдел в Министерстве. Внутренний документооборот значительно ускорился, и экономия по бумаге большая (смеется). В прошлом году мы создали единую корпоративную защищённую сеть передачи данных, что дало нам массу возможностей по автоматизации. Что же касается архивов личных дел заявителей, то тут мы действуем в соответствии с законом, который пока не позволяет полностью перейти на хранение документов в электронном виде. Хотелось бы, конечно, чтобы такой переход случился поскорее, но&hellip - А теперь позвольте вопрос, так сказать, нескромный: насколько впереди или вровень (или сзади) идет ваше Министерство по сравнению с другими региональными структурами в плане внедрения ИТ-технологий? - Думаю, сравнение с другими региональными структурами и ведомствами будет некорректным. У каждого своя, отличная от нашей, специфика. Свои, не похожие на наши проблемы. И если уж с кем-то сравнивать, то с аналогичными Министерствами соседних регионов. Например, похожая система уже работает в Мордовии. Так вот, мы свою сделали по времени быстрее. В целом могу сказать, что среди коллег-соседей мы находимся на вполне достойном уровне. - И вопрос последний: о перспективах и планах&hellip - Сейчас мы закупаем оборудование для мобильной социальной службы. Чтобы мы могли выезжать на специально оснащенных машинах в отдаленные населенные пункты и на местах решать все вопросы, касающиеся мер социальной поддержки – от приема заявлений до конкретного решения тех или иных проблем и вопросов. Это для тех категорий граждан, которые не могут воспользоваться преимуществами электронных услуг самостоятельно у себя дома. Электронную услугу «доставим» на автомобиле! - Базироваться служба будет в Ульяновске? - Нет, в районах. Точнее, по «кустовому» принципу. Область, у нас разбита на пять кустов. Вот, пять мобильных бригад и будет. О других планах на перспективу мы уже говорили. Сделано достаточно много, еще больше предстоит сделать – жизнь на месте не стоит. Но при том внимании, какое уделяется сегодня государством сфере информатизации власти и общества, в целом, у меня нет никаких оснований сомневаться в выполнении намеченного. Записал Виктор СКЛЯРОВ ИТ в Ульяновске http://it.ul-online.ru/news/?news_id=6475 ______________________________________________________________________ Интернет-журнал UL-PEOPLE.ru: Интервью "Валерий Костин. Айтишник во власти."

Дата: 26.03.2012

Последние новости:

14.07.2025

ИИ противопоказан опытным разработчикам свободного ПО

Некоммерческая организация METR провела исследование с участием группы опытных разработчиков программного обеспечения (ПО) open source и обнаружила, что использ ...

14.07.2025

Названы главные виновники утечек персональных данных в России - работники сферы связи

Сотрудники российской отрасли связи оказались самыми активными в плане слива в сеть персональных данных. Именно на них заведено самое большое количество дел за ...

    Календарь мероприятий

    Открыть календарь