Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Паутину в каждый дом

С 2007 по 2011 год в Российской Федерации 5,5 млрд рублей направлено на развитие современных информационных технологий для повышения эффективности системы госуправления, формирования упрощенного взаимодействия государства и людей. А с этого года и по 2015 й на эти цели планируется выделить еще 6,5 миллиарда. Казалось бы, в Якутии по созданию «электронного правительства» делается многое, поэтому фраза председателя правительства страны Владимира Путина, высказанная 17 февраля на совещании в Новосибирске по повышению эффективности госуправления в области информационных технологий, вызвала немалое удивление: «&hellip Я бы отметил регионы-лидеры в этой сфере — это Волгоградская область, Самарская и Тюменская области. Но есть и отстающие, к сожалению,&thinsp— это Нижегородская и Вологодская области, Адыгея, Якутия, Чукотский автономный округ». В чем тут дело, почему республика получила замечание в этом вопросе? «Якутия» решила разобраться в ситуации. С 1 октября прошлого года на электронное взаимодействие перешли все федеральные органы власти. Теперь при оказании более чем 330 госуслуг чиновники не вправе требовать от граждан справки или документы с информацией, которая уже есть в других федеральных ведомствах и федеральных базах. Уточнять все необходимые формальности сотрудники служб обязаны самостоятельно по своим межведомственным каналам. Сегодня в рамках этой системы ведомства делают от 50 до 100 тысяч взаимных запросов еженедельно. Это означает, что десятки тысяч людей уже избавлены от беготни по инстанциям. Что касается нашей республики, то сейчас из общего перечня доступны 49 услуг. Среди органов власти Якутии первенцем по внедрению электронных услуг стал Департамент занятости. Кроме того, в электронный вид переведены ряд услуг министерств здравоохранения, образования, культуры, труда и социального развития и органов ЗАГС. Без очередей и головной боли Цель проекта — исключить посредников между ведомствами и людьми, наладить простую и эффективную связь «власть — человек». Естественно, произойдет это не сразу. Федеральный закон предусматривает поэтапный переход к предоставлению государственных услуг в электронной форме в соответствии с планом-графиком, утвержденным правительством РФ. У нас существует своя программа «Электронная Якутия». Говоря о поэтапности перехода следует иметь в виду, что первый предусматривает размещение информации об услуге на портале государственных услуг — на российском это gosuslugi.ru, на республиканском — pgusakha.ru. Этот пункт уже действует. На втором этапе на госуслугах размещается не только информация, но и бланки заявлений на получение услуги, которые можно распечатать, не спеша заполнить и отправляться в нужное государственное учреждение. Третий этап станет наиболее значимым для пользователей, бланки заявлений можно заполнить и отправить по назначению прямо на портал. Кроме того, можно будет отследить исполнение услуги. Вас уведомят о том, что все готово, и останется только взять то, о чем просили — справку, направление, документ (Cм. график 1). По принципу «одной двери» Конечно, для того чтобы система «электронного правительства» приносила реальную пользу, люди должны быть осведомлены обо всем, что с этим связано. Они должны знать, какими государственными и муниципальными услугами могут воспользоваться, какие сведения у них могут потребовать в органах власти, а какие чиновники обязаны найти самостоятельно. К 1 июля эта информация должна быть размещена на всех досках объявлений в государственных и муниципальных учреждениях, на ведомственных интернет-сайтах и, естественно, в СМИ.?При этом каждый человек вправе самостоятельно решать, пользоваться им современными электронными средствами и таким образом получать услуги или действовать по старинке. Это связано с тем, что далеко не у всех есть доступ в Интернет, а люди старшего поколения вообще им не пользуются, а предпочитают напрямую получать услугу в государственных учреждениях. И в этой связи необходимо и дальше развивать систему многофункциональных центров, действующих по принципу «одного окна». Хотя в нашем МФЦ это не одно окно, а «одна дверь». Входишь в помещение, в котором много различных «окон». Но и это на предварительном этапе уже хорошо, все делается в пределах одного пространства, по электронной очереди, без суеты и беготни. Организаторы проекта замечают, что в дальнейшем речь пойдет об оптимизации рабочих процессов в органах власти, о сокращении сроков принятия решений и о повышении их качества, об использовании IT-технологий при проведении торгов, конкурсов и государственных закупок. Но, пожалуй, самым основным моментом федерального закона №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» станет введение универсальной электронной карты. УЭК: все очень просто Универсальная электронная карта (УЭК) — важнейшая часть программы «Электронная Россия». С ее помощью можно будет получить государственные, региональные и коммерческие услуги в электронном виде с использованием банкоматов, инфокиосков, персональных компьютеров и, конечно, мобильных устройств. Десятки платежных документов, которые сейчас приходят по почте, например, квитанции за услуги ЖКХ, налоговых органов, можно будет оплатить с использованием УЭК, минуя длинные очереди в банках. Карточка позволит в электронном виде подавать заявления в пенсионный фонд на перевод средств в негосударственные пенсионные фонды или другой инвестиционный портфель. ГАУ «Республиканский центр инфокоммуникационных технологий» является уполномоченной организацией по выпуску и обслуживанию универсальных электронных карт. По словам заместителя генерального директора РЦИТ Михаила Лунева, республика была готова с 1 января 2012 года перейти на обслуживание на УЭК, как и планировалось первоначально. Но сроки по ее внедрению правительство РФ отодвинуло на 1 января 2013 года. Экспериментальный период ограниченного выпуска карт продлится до июня этого года и предназначен для того, чтобы специалисты уполномоченных организаций субъектов России протестировали УЭК, выявили возможные ошибки, внесли предложения по функциональности карты. В результате этого россияне получат тщательно проверенный, готовый к использованию инструмент получения госуслуг в электронном виде. «Цифра» вне зоны доступа По словам председателя Госкомитета РС(Я) по связи и информационным технологиям Константина Семенова, критическое высказывание премьер-министра страны было связано с отставанием в проектировании государственных услуг, требующих межведомственного взаимодействия: «На сегодняшний день спроектированы все 87 межведомственных госуслуг, причем на ликвидацию недостатков, высказанных Владимиром Путиным, отводилось две недели. Мы сработали с опережением графика, и к 28 февраля все работы в этом плане были выполнены. Так что поручение премьер-министра страны выполнено и работы по внедрению электронного правительства в республике идут по графику». Что касается в общем развития связи в Якутии, то республика идет на 10 м месте в Российской Федерации. Что для региона с такими суровыми климатическими условиями очень даже неплохо. К примеру, по развитию мобильной связи количество абонентов превысило количество жителей в республике и составляет на сегодня 1 млн 260 тысяч. Это говорит о том, что некоторые абоненты пользуются несколькими симками. В этом году еще 49 населенных пунктов будут покрыты сотовой связью. Что касается цифрового ТВ, то по принятой программе работы по всем объектам должны быть завершены в 2015 году. Уже сегодня услугами «цифры» пользуются в Алдане, Мирном, Нерюнгри, в планах Сунтар и Тикси. Что касается Якутска, то внедрение цифрового ТВ для столицы неактуально, поскольку здесь все же имеется сеть кабельного ТВ, развита система аналоговых каналов. А в вышеназванных регионах из них доступны лишь пять. Нам светит ценопад Но все эти революционные нововведения останутся пустым звоном без налаживания нормальной связи. В этом случае власти уповают на сотрудничество с компанией «Транстелеком», которая является дочерней структурой «РЖД». Пришедшая железная дорога плюс ко всему обеспечит прокладку волоконно-оптической линии связи. Ожидается, что в конце 2012 года оптоволокно придет по железной дороге в Нижний Бестях, а затем в Якутск. Плюс ко всему «Ростелеком» ведет предварительные переговоры о прокладке оптоволокна по опорам высоковольтной линии, которая будет построена от Нерюнгри до Майи. На днях ожидается подписание соглашения между правительством Якутии и ЗАО «Транстелеком» о сотрудничестве о строительстве магистральной волоконно-оптической линии связи. Этому обстоятельству весьма обрадуются пользователи Интернета. Если будет конкурентная борьба, большое предложение, то и цены соответственно, будем очень надеяться, упадут. Якутия http://www.gazetayakutia.ru/08/98/01/686/3897/

Дата: 23.03.2012

Последние новости:

14.07.2025

ИИ противопоказан опытным разработчикам свободного ПО

Некоммерческая организация METR провела исследование с участием группы опытных разработчиков программного обеспечения (ПО) open source и обнаружила, что использ ...

14.07.2025

Названы главные виновники утечек персональных данных в России - работники сферы связи

Сотрудники российской отрасли связи оказались самыми активными в плане слива в сеть персональных данных. Именно на них заведено самое большое количество дел за ...

    Календарь мероприятий

    Открыть календарь