Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

На ПРОФ-IT 2024 прошла научно-практическая сессия «Цифровой муниципалитет»

11 октября 2024 года в Технопарке «Сколково» состоялась сессия «Цифровой муниципалитет» в рамках XII Всероссийского форума региональной информатизации «ПРОФ-IT».

Модератор сессии, директор Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО Андрей Владимирович Чугунов отметил: «Сессия «Цифровой муниципалитет» на ПРОФ-IT 2024 продолжает обсуждения, состоявшиеся на Форуме в 2022 и 2023 годах. Можем говорить, что муниципальная тематика плотно вошла в программу мероприятия».

Участники сессии обсудили возможности, перспективы и угрозы, возникающие в ходе реализации федеральных, отраслевых, региональных программ цифровизации. Особое внимание было уделено успешным кейсам внедрения эффективных решений в интересах муниципальной информатизации в контексте реализации Указа Президента о национальных целях по направлению «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы».

 

С докладами выступили эксперты со всей России.

Цифровые инструменты развития кадров для муниципальной службы

Феликс Русланович ГАДЗАОВ, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС

«Цель Цифрового университета муниципалитетов – формирование уникальной открытой образовательной среды, которая дает возможность широкому спектру служащих, участвующих в муниципальном управлении, непрерывно без отрыва от работы повышать свою квалификацию на различных дистанционных образовательных программах и планировать свою карьерную траекторию»

Муниципальные центры управления

Артем Игоревич ТКАЧЕНКО, Директор департамента по работе с регионами АНО «Диалог Регионы»

«В июне 2023 года Владимир Путин поручил правительству России, главам субъектов
и АНО «Диалог Регионы» рассмотреть вопрос о создании Муниципальных центров управления (МЦУ). Сегодня МЦУ созданы в шести пилотных субъектах страны»

О показателях перехода на отечественное программное обеспечение в 2023 году в органах местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока

Данил Лябибович ВАЛИНУРОВ, член правления секции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов «Информатизация органов местного самоуправления», Новосибирская область

«В 2023 году муниципальным образованиям Сибири и Дальнего Востока только по двум программным продуктам (СЭД — 85,19 % и антивирусная защита — 88,89 %) достигнут достаточно высокий показатель перехода на отечественное программное обеспечение. К сожалению, больше половины муниципальных образований (59,26 %) не приступили к переходу на отечественные текстовые, табличные редакторы и редакторы презентаций. Ни одно муниципальное образование полностью не перешло на отечественную операционную систему»

Роботизация в ЖКХ на муниципальном уровне: опыт Санкт-Петербурга

Артём Викторович СУРЖИКОВ, руководитель группы отдела стратегических проектов СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»

«В октябре 2022 года мы начали разработку программных роботов. Сегодня 80 роботов внедрено в работу исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Например, в Жилищном комитете роботы автоматически переносят информацию из Постановления Правительства Санкт-Петербурга в региональную программу капитального ремонта и экономят две недели работы сотрудника, выполняя его задачи за один день»

Цифровая информационная модель управления развитием территории (победители конкурса «ПРОФ-IT.Инновация»)

Илья Сергеевич БАЛЬЦЕР, генеральный директор ООО «Институт территориального планирования «Град», Омская область

«Цифровая информационная модель управления развитием территорий (ЦИМ УРТ) обеспечивает согласованность важнейших компонентов градоустройства: стратегии развития, комплексного плана жилищного и инфраструктурного развития, плана городского землепользования, оперативного управления и предоставления услуг. ЦИМ УРТ обеспечивает постоянное взаимодействие власти, бизнеса и граждан в интересах развития территории»

Мультимедиа – технологии в освещении исторического наследия: опыт музея-диорамы Воронежа (победители конкурса «ПРОФ-IT.Инновация»)

Владимир Михайлович РОЗИН, руководитель компании IT группа ОТКРЫТИЕ

«Исследования показывают, что 60 % посетителей музеев теряют интерес к статичным экспонатам в течение первых 15 минут. Мы внедрили интерактивные технологии в работу музея-диорамы города Воронежа, и в первые полгода количество посетителей музея увеличилось на 30 %»

 

Во второй части сессии прошёл круглый стол «Цифровой муниципалитет в экосистеме цифрового государственного управления: проблемы координации федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов».

 

В начале круглого стола были представлены доклады об информационных системах, разработанных в регионах.

Экосистема городских сервисов «Лобачевский» (победители конкурса «ПРОФ-IT.Инновация»)

Никита Алексеевич СУСЛОВ, заместитель директора АНО «Аналитический центр города Нижнего Новгорода», Нижегородская область

«Экосистема Лобачевский – первая в России муниципальная платформа, объединяющая внутри себя все городские сервисы. Экосистема позволяет выстроить прямое взаимодействие между жителем и органами исполнительной власти»

 

Внедрение единой информационной муниципальной платформы «Цифровой Челябинск» (победитель конкурса «ПРОФ-IT.Дополнительные номинации»)

Алексей Александрович ЯКУТЧИК, начальник Управления информатизации и цифровой инфраструктуры Администрации города Челябинска

«Платформа «Цифровой Челябинск» – это совместный проект Минцифры региона и администрации Челябинска, созданный в рамках цифровой трансформации муниципалитета. Его цель – улучшить качество управления городом через эффективный сбор, анализ и комплексный мониторинг данных»

 

Ключевой темой последующего обсуждения стала проблема межуровневого информационного взаимодействия «регион – муниципалитет» и учёта мнения местного самоуправления в федеральных и региональных стратегиях и программах цифровизации.

Алексей Александрович Якутчик отметил: «Для интеграции нашей платформы с региональными системами мы воспользовались рекомендациями Минцифры и благодаря этому избежали проволочек – ведь не все министерства области готовы оперативно реагировать на запросы муниципалитетов без регламента. Сейчас мы занимаемся автоматизацией нашей платформы и упорядочиваем данные для внедрения аналитических функций, а для этого контакт с регионом обязателен. Важно помнить, что данные нужны на всех уровнях, и при создании муниципальных платформ необходимо внимательно ознакомиться с региональными системами. Развивая город – развиваешь и регион».

Руководитель управления и информатизации и связи Красноярска Андрей Викторович Карасев подчеркнул: «Самое главное для управленца – это его эффективность. Если мы можем решить проблему муниципалитета в условиях ограниченных ресурсов — мы эффективны. Возможности муниципалитетов сильно ограничены, и важно грамотно использовать региональные и федеральные ресурсы. Я называю это применением аутсорсинга. Договариваться с регионом – это выход. Многие проекты, хоть и не все, удаётся реализовывать именно через взаимодействие».

О перспективах развития роли муниципального сегмена в государственном управлении также высказался Пётр Фёдорович Иванов, член Экспертного совета Некоммерческого партнерства ПРИОР Северо-Запад:

«Одна из актуальных задач в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» — формирование рынка данных и их вовлечение в хозяйственный оборот.

Известно, что на уровне муниципального управления находятся наиболее ценные массивы первичных данных для последующего анализа и принятия решений в сфере государственного управления. При этом муниципальный уровень не только не компенсирует собственные затраты на сбор, обработку и предоставление этих данных в различные структуры регионального и федерального уровня, но и практически лишен возможности использования для своих целей и нужд информационных продуктов, получаемых затем на основе их собственных данных.

Отчасти это связано с тем, что органы государственного управления воспринимают ценность данных и информационных продуктов чаще в виде интуитивно понимаемой пользы, чем экономически обоснованных выгод, обычно оценивая их стоимость на основе собственных затрат на производство или приобретение. Базовой моделью цифровизации государственных структур до сих пор является затратная, а не инвестиционная модель. По затратной модели преимущественно ведётся и создание информационных систем, в которых реализуется жизненный цикл данных.

Если рассматривать данные как товар, то для муниципального уровня в очередной раз открывается окно возможностей стать не только ключевыми участниками происходящих процессов, но и выгодоприобретателями на формирующемся рынке данных. Важным вопросом при этом будет обоснование стоимости первичных данных.

Ценность и стоимость данных является функцией от их достоверности, актуальности, полноты и ряда других качественных параметров. В том числе, ценность данных и информационных продуктов определяется потребностями, ожиданиями и пользой для конечного пользователя. В модели управления данными в государственной сфере ключевыми являются вопросы оценки рисков и управления рисками при принятии и реализации решений. Исследуя цепочки создания ценности в зависимости от возникающих рисков, можно с высокой точностью определять ситуативную стоимость исходных данных и информационных продуктов на их основе. Так можно не только строить финансовые взаимоотношения между поставщиками и потребителями данных с муниципального уровня, но и обосновывать необходимость создания и развития информационных систем в различных сферах деятельности».

Обсуждение тематики муниципальной цифровизации, состоявшееся ранее:

 

Больше фото с сессии доступно в материалах форума «ПРОФ-IT»: https://disk.yandex.ru/d/8h-FGe6zlJFouA.