Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Отчет правительства: Электронные госуслуги заглохли

Отсутствие координации федеральных органов власти, сбои в работе Единого портала госуслуг, нестабильность функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия и ряд других факторов привели к снижению востребованности электронных госуслуг населением России. К такому выводу пришел правительственный департамент контроля по итогам проведенной проверки. Правительственный департамент контроля и проверки выполнения решений провел проверку деятельности федеральных органов власти по выполнению решений правительства, направленных на реализацию майского указа президента Владимира Путина №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Ответ о проверке вице-премьер Сергей Приходько направил главе правительства Дмитрию Медведеву 5 июня 2013 г. В указе Путина, в частности, шла речь о повышении удовлетворенности граждан качеством предоставления госуслуг (к 2018 г. – не менее 90%), об их переводе в электронный вид (к 2018 г. – не менее 70%), о сокращении времени ожидания в очереди при обращении за госуслугами (к 2014 г. – до 15 минут) и т.д. Для достижения соответствующих показателей правительство в сентябре 2012 г. утвердило поэтапный план. В настоящее время, говорится в отчете, в 71 субъекте РФ функционирует 640 многофункциональных центров (МФЦ), использующих в своей работе принцип «одного окна», а также ключевые элементы "электронного правительства": Единый портал госуслуг, Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), электронные представительства министерств и ведомств, субъектов РФ, а также другие государственные информационные системы. «Вместе с тем, в ходе проверки 21 министерства и ведомства установлено, что ими не в полной мере обеспечивается выполнение действующих нормативных правовых актов, регламентирующих оказание госуслуг», - отмечается в документе. МВД, Минтруд, Минфин, Минобрнауки, Минздрав, Минэкономразвития, ФМС, ФТС, Росреестр, Росводресурсы, Ростехнадзор, Росалкогольрегулирование и Россельхознадзор не завершили работу по приведению административных регламентов в соответствие с требованиями 210 ФЗ «Об организации предоставления госуслуг» и 133 ФЗ, устраняющего ограничения для предоставления госуслуг по принципу «одного окна». Более 200 административных регламентов не зарегистрированы в Минюсте. Не обеспечено соблюдение сроков поэтапного перехода на предоставление госуслуг в электронном виде, предусмотренных постановлением правительства №2415 от 28 декабря 2011 г. В результате в 2012 г. из общего количества поступивших заявлений в министерства и ведомства было подано в электронном виде всего 16%, в то время как плановое значение этого показателя в 2012 г. должно было составить 25%, говорится в отчете. ФТС, Рособрнадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росавтодор, Росздравнадзор и Роснедра, согласно документу, госуслуги в электронном виде вообще не предоставляли. Не было выполнено постановление правительства №1376 от 22 декабря 2012 г., устанавливающее среднее время ожидания в очереди заявителя при получении госуслуг – 15 минут. Фактическое значение этого показателя превышает 50 минут, говорится в отчете со ссылкой на данные Минэкономразвития. Остается высоким уровень административных барьеров, что не позволяет сократить среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в органы госвласти при получении госуслуг, особенно в строительной отрасли и сфере ЖКХ. Не завершена работа по совершенствованию нормативной правовой базы, в том числе в части определения статуса муниципальных МФЦ, мобильных офисов МФЦ, функционирования ГИС «О государственных и муниципальных платежах» (ГИС ГМП), а также информационных систем в медицинской сфере. «По прежнему много нареканий поступает со стороны населения на работу Единого портала – основного информационного ресурса госуслуг», - пишет Сергей Приходько. Минэкономразвития и Минкомсвязи, по его мнению, не в должной мере выполняют постановление правительства №861 от 24 октября 2011 г. «О федеральных государственных информационных системах&hellip» в части обеспечения функционирования портала: «В результате доля электронных заявлений, поступивших через Единый портал в 2012 г., составила менее 2,5% от общего количества поступивших заявлений». В настоящее время, по информации Минкомсвязи, которая приводится в отчете, регулярно пользуются возможностью получения госуслуг в электронном виде более 4,5 млн граждан России. Вместе с тем согласно целевым параметрам госпрограммы «Информационное общество», на начало 2012 г. должны были пользоваться электронными госуслугами не менее 20% от общей численности населения или около 28 млн граждан. «Основными причинами сложившегося положения являются сложности в регистрации, оформлении, получении и предоставлении электронных документов, а также навигации на Едином портале, - говорится в документе. – Кроме того, нередко возникают системные и технические ошибки, устранение которых занимает много времени». Опубликованная на Едином портале информация, согласно отчету Приходько, не всегда соответствует действующим регламентам предоставления госуслуг и нерегулярно актуализируется. «Ряд госуслуг на ведомственных сайтах можно получить гораздо проще, чем на Едином портале. В этой связи более востребованными оказались ведомственные сайты, через которые в настоящее время оказывается более 50% госуслуг в электронном виде (ФНС, ФМС, Госавтоинспекция, Росреестр, Росстат)», - сообщается в документе. Отсутствие должной межведомственной координации, взаимосвязи между Единым порталом и ведомственными сайтами, не всегда стабильной работы СМЭВ (например, в части передачи данных по фактам начислений и оплаты штрафов за совершение административных правонарушений), не способствует повышению качества предоставления госуслуг, снижает востребованность населением получения госуслуг в электронном виде, пишет Сергей Приходько. Кроме того, по его мнению, федеральные органы власти недостаточно внимания уделяют правовому и методическому сопровождению деятельности органов власти субъектов, которые в соответствии с 210 ФЗ в настоящее время завершают работу по переходу на предоставление госуслуг в электронном виде. В заключение Сергей Приходько предлагает Дмитрию Медведеву в целях достижения установленных указом президента показателей поручить федеральным органам власти и органам субъектов «принять соответствующие меры». http://gov.cnews.ru/top/2013/06/25/otchet_pravitelstva_elektronnye_gosuslugi_zaglohli_533261

Дата: 25.06.2013

Последние новости:

25.08.2025

Онлайн-гидом «Узнай Москву» с начала 2025 г. воспользовались более 3 млн раз

С января по июль 2025 г. портал «Узнай Москву» посетили свыше 3 млн раз, сообщила заммэра Наталья Сергунина. В проекте можно найти информацию о знаковых местах ...

25.08.2025

Подмосковным медикам упростили оформление выплаты по аренде жилья

На портале госуслуг Московской области оптимизирована услуга по оформлению ежемесячной выплаты медицинским работникам по аренде жилья. Об этом сообщили представ ...

    Календарь мероприятий

    Открыть календарь