Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Депутаты хотят узаконить конструктор сайтов органов власти, государственную электронную почту и открытые данные

14 января депутат Государственной Думы Илья Костунов внес два законопроекта — о единых требованиях к федеральным, региональным и муниципальным сайтам в сети Интернети об использовании федеральной информационной системы «Государственная электронная почтовая система». В законопроектах соответственно предлагается внести изменения в Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Законопроект о сайтах органов власти и местного самоуправления содержит два принципиальных предложения — определить единые требования к официальным сайтам государственных органов и органов местного самоуправления и зафиксировать право органов государственной власти и местного самоуправления использовать единую технологическую платформу, обеспечивающую создание, функционирование и техническую поддержку («конструктор сайтов») при создании своих сайтов. Депутат предлагает законодательно закрепить набор требований к официальным сайтам, а именно: 1) электронные адреса официальных сайтов включают единое доменное имя 2) хостинг официальных сайтов осуществляется на территории Российской Федерации 3) обеспечивается удобный поиск размещенной на официальных сайтах информации 4) официальные сайты имеют единый дизайн 5) официальные сайты обеспечивают использование федеральной государственной информационной системы «Государственная электронная почтовая система». Напомним, что Единая платформа для создания портальных интернет-решений федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления («конструктор сайтов») была создана Минкомсвязью России в рамках госпрограммы «Информационное общество (2011 — 2020 годы)». В пояснительной записке к законопроекту о сайтах отмечается, что «в настоящее время указанная система не используются по назначению, так как ее правовой статус и способы использования не установлены на законодательном уровне». По информации президента Фонда информационной демократии Ильи Массуха, в рамках пилотного тестирования конструктора было создано порядка 20 сайтов ОГВ и внесены доработки с учетом пожеланий пользователей. По завершении тестирования в Минкомсвязь поступило более 300 заявок от различных органов государственной власти на использование конструктора. «В основном органы государственной и муниципальной власти, которые прежде сайта не имели», — уточнил Массух. Надо отметить, что в законопроекте речь не идет об обязательном использовании единой платформы при создании сайтов органов власти, а лишь о возможности ее использования. С учетом бесплатности программных средств единой платформы и отсутствию необходимости владения языками программирования и специальными знаниями при размещении информации на сайтах, созданных с использованием единой платформы, такая система может стать основой для создания тысяч муниципальных сайтов, ситуация с которыми оставляет желать много лучшего. Сейчас муниципалитеты делают свои официальные сайты, исходя из собственных представлений об эргономике и полноте информации, удобстве навигации и поиска. Сайты нередко размещены на бесплатных хостингах (например, «narod.ru», «ucoz.ru» ), что приводит к наличию неуместных рекламных объявлений. Низкая квалификация разработчиков и редакторов муниципальных сайтов приводит к многочисленным ошибкам как в структуре («мертвые» ссылки, несовместимость с различными браузерами, «тяжелая» графика и т.п.), так и в контенте. Сайты муниципалитетов зачастую имеют адреса в доменных зонах &ldquocom&rdquo, &ldquoorg&rdquo, &ldquonet&rdquo, что выглядит немного странно для официального органа местного самоуправления. Примеры, выбранные случайным образом, можно увидеть здесь: Интернет-представительства муниципальных образований Ленинградской области Официальные сайты муниципалитетов Ставропольского края. Законопроект об использовании федеральной информационной системы «Государственная электронная почтовая система» аналогичен по структуре первому. В пояснительной записке автор упоминает созданную Минкомсвязью России федеральную информационную систему «Государственная электронная почтовая система») и предлагает использовать ее при направлении обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления и получения ответов на такие обращения. Опрошенные нами эксперты отметили, что для использования государственной электронной почты необходимо законодательное закрепление ее правового и организационного статуса, что и предполагает законопроект. Оператором системы предлагается определить Минкомсвязь России. Любопытно, что в соответствии с законопроектом, регистрация граждан в системе государственной электронной почты будет осуществляться территориальными органами Федеральной миграционной службы, а также иными органами и организациями на основании соглашений, заключенных с оператором этой информационной системы. 15 января Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в уже упомянутый выше Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ. Поправки были внесены группой депутатов 3 декабря минувшего года и касались законодательного определения понятия «открытые данные» и размещения государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных. В пояснительной записке авторы поправок ссылаются на Указ Президента от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» , который поручает Правительству Российской Федерации обеспечить до 15 июля 2013 г. доступ в сети «Интернет» к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации. В Указе Президента речь идет о доступе к данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти, что уже предполагает определенную структурированность этих данных. При этом требование обеспечить открытость данных не относится к органам местного самоуправления. Закон № 8-ФЗ требует от органов власти всех уровней (в том числе органов местного самоуправления) публиковать, в частности, общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, информацию о нормотворческой деятельности, о результатах проверок, тексты официальных выступлений и заявлений руководителей, статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, информацию о работе с обращениями граждан и организаций. Эта информация, как правило, не является структурированной и ее публикация «в виде массивов данных, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат)» может повлечь значительные затраты, особенно на муниципальном уровне. В то же время в законопроекте речь идет только о государственных органах, которые должны размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных, хотя все основные положения закона № 8-ФЗ посвящены обеспечению доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Законодательное определение понятия открытых данных, порядка раскрытия данных, юридических и организационных аспектов будет важным шагом к открытости государства. Но при этом нельзя забывать об определении источников финансирования мероприятий по «открыванию» данных для муниципалитетов. С другой стороны, надо отметить, что в нашей стране уже существует целый ряд государственных и негосударственных информационных систем, соответствующих принципам открытых данных. Только среди государственных можно перечислить: fedstat.ru — Единая межведомственная информационно-статистическая система zakupki.gov.ru – Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказа torgi.gov.ru — Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов gosuslugi.ru – Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации budget.mos.ru – Открытый бюджет Москвы fias.nalog.ru — Федеральная информационная адресная система Экспертный центр электронного государства http://d-russia.ru/deputaty-xotyat-uzakonit-konstruktor-sajtov-organov-v...

Дата: 22.01.2013

Последние новости:

18.08.2025

Госконтроль в области связи разрешено проводить с помощью мобильного приложения

При проведении Роскомнадзором профилактического визита для проверки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований в области связи можно не посещать ...

18.08.2025

«Сферум» завершил интеграцию в МАХ

Коммуникационный сервис «Сферум» при поддержке Минпросвещения России успешно завершил все интеграционные процессы в национальный мессенджер МАХ; образовательное ...

    Календарь мероприятий

    Открыть календарь