Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Чем будет Большое правительство

Идея Большого правительства не революционна для современного мира. Однако важно не перескочить через эпоху и, сделав ставку на интернет, не проигнорировать необходимость привлечение к его деятельности широкого спектра профессиональных общественных организаций, без участия которых не может быть сформирована сильная стратегия национального развития. Если воспринимать государство как форму самоуправления нации — от чего любое из существующих государств пока что далеко, — то предложенная Дмитрием Медведевым концепция Большого правительства (БП) приближает нас именно к такому пониманию государства. Очевидно, что концепция эта пока до конца не утверждена. Ясно, что этот орган будет дополнением к правительству РФ, что в нем непременно будут участвовать граждане и общественные организации, что рекомендации и тех и других будут использоваться при выработке решений, касающихся развития экономики и социальной сферы общества. Сегодня центральный элемент БП — интернет-портал «Большое правительство.рф», который открыт для сбора предложений от любого заинтересованного гражданина. В своем интервью «Эксперт-ТВ» руководитель портала Раф Шакиров объяснил суть замысла: «Большое правительство — это движение, а не спущенный сверху список. Но в отличие от других движений оно существует не просто как совокупность граждан, вносящих свои предложения относительно решения проблем, стоящих перед страной, а во взаимодействии с определенными институтами, такими, как, например, наш портал, который эти мнения обобщает. Таким образом, любой гражданин России может внести свое предложение по любому вопросу. Это предложение рассматривается экспертным сообществом и общественным комитетом, и если оно внятное и понятное, то поступает в правительственные органы. Мы хотим добиться того, чтобы любая инициатива, собравшая определенное количество подписей, например десять тысяч, становилась законодательной инициативой, от которой ни Дума, ни чиновники отмахнуться не смогут. И мы постараемся сделать так, чтобы и эти инициативы, и любые другие, технологически оформленные и ясные, стали повесткой дня будущего правительства». Очевидно, что интернет используется только как инструмент. Дальнейшая судьба предложений предполагается следующей: портал отбирает их на основе рейтингового голосования. Предложения, получившие наибольшую поддержку, оцениваются экспертами. Наиболее интересные претендуют на то, чтобы дойти до премьер-министра и стать частью программы правительства. В связи с таким механизмом формирования повестки дня Большого правительства возникает вопрос: не окажется ли оно погружено в огромный поток неквалифицированных предложений, с которыми будут разбираться многочисленные экспертные группы? И не стоит ли выставить буфером между БП и гражданами сеть общественных организаций, которые являются или могут стать квалифицированными институтами, агрегирующими идеи и настроения разных групп общества, перерабатывающими их в программы, которые уже могут обсуждаться в Большом правительстве, непосредственными членами которого будут эти организации? Отвечая на этот вопрос, г-н Шакиров сказал, что «нет никакого противоречия между работой правительства с общественными организациями бизнеса и профсоюзами и работой на нашем портале. Они дополняют друг друга. Представители профсоюзов уже участвовали во встречах с Медведевым. Те же бизнес-союзы и профсоюзы могут и будут предоставлять своих экспертов для работы с нашим порталом». Как бы то ни было, концепция Большого правительства предполагает резкое увеличение числа участников процесса формирования плана или стратегии развития национального хозяйства. Очевидно, что этот шаг направлен, с одной стороны, на расширение круга идей, а с другой — на увеличение прозрачности действий государственной машины. Однако, на наш взгляд, чрезмерное расширение круга участников (а интернет делает это расширение бесконечным) может снизить эффективность работы не только БП, но и непосредственно правительства РФ. Проблема в том, что для эффективной работы институтов все стороны, вовлеченные в решение задачи, должны брать ответственность за свою часть работы. И если, например, ассоциация врачей, требуя учета их мнения в разработке программы развития системы здравоохранения, может со своей стороны предложить участие в лицензировании деятельности медиков, то что может предложить частный гражданин, кроме голой идеи? В этом смысле нам кажется важным при разработке концепции БП учитывать известную формулу демократии Чарльза Тилли, определяющую ее (демократию) как «широкие, равные, защищенные, взаимообязывающие консультации». «Взаимообязывающие» здесь ключевое слово: не только власть берет на себя ответственность перед обществом, но и общество несет свою долю ответственности за выполнение достигнутых в ходе этих консультаций договоренностей. Иначе трудно будет достичь управляемости. Обеспечить управляемость Почему в СССР были отраслевые министерства, а в правительствах других промышленно развитых стран их, как правило, очень мало? Более того, опыт Советского Союза по управлению экономикой, несмотря на обилие отраслевых министерств, был скорее негативным, особенно в последние годы. В развитых западных странах, не имевших опыта централизованно и непосредственно управляемой экономики по образцу СССР, проблема влияния правительства на конкретные (отраслевые) направления решается иначе. Правительство активно взаимодействует с отраслевыми общественными организациями бизнеса и профессионалов (например, в области медицины, педагогики, медиа, юстиции и т. п.). Через отраслевые организации бизнеса и профессионалов современное правительство проводит свою политику, одновременно прислушиваясь к их рекомендациям и тщательно координируя с ними свои действия. В этом случае нет нужды заводить, как в СССР, министерство гражданской авиации или министерство транспортного машиностроения. Достаточно взаимодействовать с организациями, представляющими интересы собственников и управляющих авиакомпаний и аэропортов, а также с организациями пилотов и диспетчеров. Эффективнее регулируются через сотрудничество с общественными организациями и те сферы, которые подведомственны отдельным министерствам, например здравоохранение или сельское хозяйство. При этом речь не идет о подмене действующего правительства Большим. Просто формат БП позволяет создать механизм непосредственной координации интересов и решения конфликтов между отраслевыми организациями и государственными учреждениями. Реформаторы 1990-х надеялись, что им удастся наладить не управление экономикой и другими сферами жизни, а их косвенное регулирование при помощи удачно созданных «институтов». Такова тогда была тенденция госуправления на Западе. Преобладало мнение, что чем меньше прямого регулирования, тем лучше. Наши реформаторы, правда, не учли, что в образцовых для них странах к тому времени и управляемость, и экономика были в полном порядке. У нас же все обстояло наоборот. Однако кризис 2008 года всех сравнял. И в развитых странах Запада стала ощутима потребность в большей непосредственной управляемости, что проявилось, в частности, в мерах воздействия на банковско-финансовый сектор, которые принимаются в координации с представляющими его отраслевыми организациями. Российские власти за последние годы тоже продемонстрировали свои новые возможности в непосредственном управлении экономическими процессами. Мы видим это на примере бурного развития сельского хозяйства, поддержки автомобильной отрасли, абсолютно управляемых валютного и денежного рынков. Те же «Роснано», РВК, «Сколково» и целый пласт региональных технопарков — это попытка управления процессом модернизации. Разрабатываемый в настоящее время законопроект о государственном стратегическом планировании должен, по-видимому, обеспечить согласованность работы правительства в этом направлении. Подключение Большого правительства к стратегическому планированию было бы естественным шагом. Что уже есть и что можно добавить На самом деле власти уже озаботились созданием общественных институтов, которые по самому своему статусу предназначены для работы в Большом правительстве. Во-первых, это так называемое электронное правительство, которое определяется как новая форма «организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов». По мысли создателей, электронное правительство должно обеспечить как более эффективное и менее затратное администрирование, так и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В частности, создатели электронного правительства, и не только в России, рассчитывают, что это приведет к росту возможностей демократического влияния общественности на принимаемые исполнительной властью решения и к повышению ответственности власти перед народом. Во-вторых, это так называемые саморегулируемые организации (СРО), объединяющие субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности, которым уже переданы многие государственные функции. В частности, они осуществляют контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, рассматривают дела о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами организации. А добавить к этому можно было бы прежде всего институт общественной службы, по аналогии с институтом гражданской службы. Его прообраз можно увидеть в статусе членов Общественной палаты, которые обладают определенными полномочиями. Члены Большого правительства считались бы находящимися на общественной службе, имели бы определенные полномочия, позволяющие им получать информацию, осуществлять контроль, встречаться и взаимодействовать с должностными лицами на федеральном и региональном уровнях. Это должны быть действительно полномочные представители гражданского общества, действующие в его интересах и в координации с исполнительной властью. Экономический блок Напрашивается создание отраслевых союзов таких организаций и, в свою очередь, их объединение в некий общий союз. Представители СРО и отраслевых объединений, таких, например, как Зерновой союз, Мясной союз, Союз машиностроителей, могли бы, во-первых, разрабатывать по поручению правительства программы развития соответствующих отраслей и входить, хотя бы с правом совещательного голоса, в коллегии министерств и ведомств. А интегрирующую роль представительства предпринимателей могли бы взять на себя уже существующие предпринимательские союзы, такие как РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и Торгово-промышленная палата. Их представители, как и представители общего союза отраслевиков — назовем его Союзом российской экономики, — могли бы на тех же основаниях входить в состав коллегиальных органов министерств и ведомств и составлять экономический блок Большого правительства. Например, в Германии аналогичную роль играют Федеральный союз германской промышленности (BDI) и Объединение немецких торгово-промышленных палат (DIHK). Членами BDI являются 35 отраслевых союзов немецкой промышленности. Представители BDI — постоянные члены различного рода консультативных органов в правительственных учреждениях: министерствах экономики, финансов, обороны и других. Президент BDI регулярно встречается с федеральным канцлером, излагает свое видение тех или иных экономических проблем. Кроме того, практически все немецкие компании по закону обязаны быть членами торгово-промышленных палат (DIHK), которые тоже активно сотрудничают с правительством в разработке экономической политики. В экономическом блоке Большого правительства, несомненно, должны быть представлены и союзы потребителей, и профессиональные союзы научно-технической интеллигенции, и собственно профсоюзы. Например, в России уже есть «общества потребителей дорожных услуг» — это Общество автолюбителей и «РосЯма», которые могли бы войти в состав коллегии Министерства транспорта. Социальный блок Дискуссия о том, как профессиональная общественность должна влиять на социальный блок правительства, в данном случае на Минздравсоцразвития, развернувшаяся при принятии закона о здравоохранении, закончилась победой общественности, добившейся того, что профессиональные ассоциации врачей получили право на выполнение ряда функций, до этого исполнявшихся государством. В определенном смысле они уже стали членами социального блока Большого правительства. Но если такое право получили врачи, то почему аналогичных прав на представительство своих интересов в соответствующих социальных министерствах лишены учителя и ученые? Тем более что горячие дискуссии вокруг закона об образовании и образовательных стандартов уже заставили правительство учесть точку зрения общественности. Почему же не перевести этот обмен мнениями на постоянную основу? И бизнес соответствующих отраслей не менее заинтересован в том, чтобы в ведомствах был услышан его голос. Причем не как результат закулисного лоббирования коммерческих интересов тех или иных фирм, а как публичное заявление о планах развития социальной сферы. Такое же право, безусловно, должны получить ассоциации потребителей медицинских и образовательных услуг. Если отдельный пенсионер не сможет достучаться до Минздрава, когда ему отказывают в помощи, предусмотренной законом, или обирают в какой-либо больнице, то ассоциация потребителей, если дать ей возможность общественного аудита медицинских учреждений, уже сможет. Профсоюзы, в том числе связанные с правящей партией, с тревогой фиксируют существенное увеличение числа нарушений трудового законодательства в части длительности рабочего дня, защиты работников от необоснованных увольнений. А бизнес обеспокоен недостаточной гибкостью законодательства. Согласование интересов разных социальных групп могло бы стать одной из главных задач Большого правительства. Острейшая социальная проблема — миграция и использование гастарбайтеров, зачастую неоправданное, на рабочих местах, которые могли бы занять граждане России. К сожалению, эта тема приняла маргинальный характер. Публичное же обсуждение конкретных примеров представителями правительства, профсоюзов, работодателей и правоохранительных органов может разъяснить общественности суть происходящего, изменить характер обсуждений и вывести на решение проблемы. Несомненно, к социальному блоку относятся и проблемы разделения полномочий между центром, регионами и муниципалитетами. Ведь именно социальными проблемами в первую очередь заняты региональные и муниципальные власти. В настоящее время идет работа по перераспределению полномочий. К этой проблеме могло бы подключиться и БП, введя в свой состав представителей муниципальных и региональных союзов, которые могли бы войти в коллегии многих министерств — от Минэкономразвития и Минфина до Министерства транспорта и Министерства регионального развития. Силовой блок В последнее время все больше открываются для общественности силовые структуры. Недавний пример — подготовленные Министерством юстиции поправки в Закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания», предусматривающие участие правозащитников в решении вопроса об УДО. При всех структурах Минюста созданы общественные советы, аналогичные советы существуют и при других силовых ведомствах. При всех издержках, которые сопровождают их формирование, общественные советы стали важной частью общественного контроля над силовыми структурами. В общественный совет при Министерстве обороны вошли представители Комитета солдатских матерей, сыгравшего важную роль в привлечении внимания общественности и руководства страны к проблеме неуставных отношений в армии. И это при том, что к деятельности этого комитета многие военные относятся весьма неоднозначно. А в совет при Министерстве внутренних дел вошла председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, у которой с этим ведомством непростые отношения. Возможно, этого недостаточно и стоит обратить внимание на опыт Германии, где существует институт уполномоченного бундестага по вопросам обороны. В его обязанности входит защита прав военнослужащих. Ему обязаны предоставлять любую имеющуюся в военных частях и учреждениях информацию, отказать в доступе к ней по соображениям секретности может лишь министр обороны. Большое правительство с согласия президента и премьера могло бы выдвинуть своих уполномоченных по вопросам защиты прав военнослужащих, по контролю над полицией. Тем более что общества автомобилистов и интернет-сообщество уже достаточно активно и действенно занимаются, скажем, контролем над ГИБДД. Мировая практика знает примеры создания общественных советов не только при ведомствах, но и по конкретным проблемам. Например, в Германии правительство создало Консультативный совет по глобальным изменениям в окружающей среде. Этот независимый орган периодически проводит оценку изменений окружающей среды и их последствий, чтобы государственные органы и общественность могли иметь полную информацию и формировать свое мнение, дает свои рекомендации. Таким же образом можно объединять членов Большого правительства в советы по конкретным проблемам, требующим общественного внимания. Новые формы организации общественного диалога В мире постоянно идет поиск новых форм привлечения общественности, в частности, есть опыт научно обоснованного формирования так называемых общественных жюри для обсуждения общественно значимых проблем. Если коротко, то можно сказать, что технология их создания напоминает процесс формирования фокус-групп — репрезентативно, чтобы представлять различные слои общества. А процесс отбора отчасти напоминает отбор присяжных. В результате работы общественного жюри получают не мнение по тому или иному вопросу, как в случае фокус-группы, а решение, как в случае жюри присяжных, по общественным проблемам, которое потом выносится на суд власти и общественности. Вопросы общественному жюри формулируются органом власти, который должен принять решение. Жюри выносит «вердикт» в виде развернутых рекомендаций. Органы власти не обязаны соглашаться с этим решением, но, поскольку оно принято в ходе публичной, гласной процедуры, скорее всего, итоговое решение будет находиться в русле того, что предложено в ходе слушаний. Технология гражданских жюри была предложена некоммерческой общественной организацией «Джефферсон-центр». В Европе возникли близкие по содержанию технологии «гражданских конференций» и «конференций по достижению консенсуса». Если выстраивать пирамиду тех, кто может быть вовлечен в Большое правительство, то, безусловно, его основанием или, по крайней мере, одним из главных оснований должно стать интернет-сообщество, которое уже чрезвычайно активно проявило себя при решении многих общественных проблем, о чем мы уже упоминали выше. Это и организация помощи детским домам, и борьба со злоупотреблениями на дорогах, и выявление случаев необоснованных закупок государственными и муниципальными органами предметов роскоши и дорогих автомобилей, злоупотреблений при приеме в вузы и многое другое. Сочетание в БП представительства формализованных общественных объединений и неформального интернет-сообщества сделает его более гибким и способным отражать интересы значительно более широких кругов общественности. Большое правительство не может и не должно заменить действующую власть, оно может стать постоянным интерфейсом между действующим правительством и общественностью. Эксперт http://expert.ru/expert/2011/45/chem-budet-bolshoe-pravitelstvo/

Дата: 14.11.2011

Последние новости:

15.09.2025

Опубликованы количественные данные о ГАС «Выборы» 2.0

Государственная автоматизированная система (ГАС) «Выборы» 2.0. впервые применялась в полном объёме, сообщил ЦИК России. ...

12.09.2025

Число обратившихся в Центр помощи гражданам в цифровой среде выросло в I полугодии на четверть

Более 4,6 тысячи обращений поступило в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде в первой половине 2025 года, это на 26% превышает аналогичный показатель ...

    Календарь мероприятий

    Открыть календарь