81 миллион услуг
Вопреки прогнозам скептиков месяц назад федеральные органы власти успешно перешли к электронному взаимодействию в предоставлении госуслуг (РБК daily). Задержавшийся на старте проект «Электронного правительства» был выведен на финишную прямую совместными усилиями Минсвязи и «Ростелекома». Пока работа системы, ставшей преемницей программы «Электронная Россия», еще далека от идеала. Тем не менее оценить возможности и перспективы всероссийского «единого окна» можно уже сегодня. Возраст «Электронного правительства» — величина относительная. Концепция этого проекта была утверждена еще в мае 2008 года. Фундамент информационной системы был заложен 10 сентября 2009 года правительственным постановлением «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия». Законченные формы инфраструктура электронного документооборота обрела только к нынешнему лету. А с 1 октября граждане имеют возможность получить не менее 110 видов госуслуг по Интернету, не тратя время на посещение госучреждений. Революция в сфере госуслуг должна состояться летом 2012 года, когда собственные виртуальные «окна» откроют регионы и муниципалитеты. По сути, именно появление сервисов электронного правительства в регионах сделает уже работающую систему полноценным электронным правительством. А пока алгоритм работы системы «Электронного правительства» проходит обкатку. В первую очередь развернутая в центре обработки данных «Ростелеком» система призвана устранить несогласованность в работе государственных информационных сервисов. Такие ведомства, как Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, Росреестр, Рособрнадзор, а также МВД, отныне самостоятельно и напрямую собирают необходимую для оказания той или иной госуслуги информацию, освободив граждан от необходимости проводить время в очередях для получения каждой справки в каждом ведомстве. Беспрепятственный обмен данных между федеральными и региональными учреждениями обеспечивает Среда межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Эта же система связывает ведомства с порталом государственных услуг. Именно этот сайт фактически и выступает в роли «открытого окна», через которое пользователи могут сделать заказ на ту или иную госуслугу. Принцип работы системы довольно прост: запрос поступает в сеть СМЭВ, которая направляет его в автоматизированную информационную систему профильного ведомства. При необходимости система координирует работу сразу нескольких инстанций. А это, в свою очередь, сводит взаимодействие отдель¬но взятого гражданина с государственной бюрократией всего к двум действиям: вначале подать запрос, а затем лично получить требуемый документ. Воспользоваться помощью «Электронного правительства» может каждый. Портал открыт для любого компьютера, подключенного к Интернету. Кроме того, доступ к нему можно получить через так называемые «инфоматы», напоминающие обычные платежные терминалы. На сайте требуется регистрация: либо с помощью страхового номера индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде, либо с помощью электронной подписи, записанной на цифровом носителе. Как заявил министр связи Игорь Щеголев, система, используя специальные защищенные каналы, гарантирует полную сохранность личных данных пользователей. К тому же если запрос гражданина касается имущественных прав, портал затребует его электронную цифровую подпись. Правда, если верить статистике, чаще всего речь идет о вещах вполне прозаических. Так, в число самых популярных госуслуг вошла проверка выписанных штрафов за нарушение ПДД, выдача загранпаспорта и получение информации о состоянии счета в Пенсионном фонде. Дальнейшее расширение системы «Электронного правительства», по словам его кураторов и разработчиков, будет происходить за счет развертывания типовых информационных порталов на базе региональных филиалов «Ростелекома», с дальнейшим их подключением к единому порталу госуслуг. По словам замминистра связи Ильи Массуха, чтобы в региональных и муниципальных органах власти скорее заработали электронные услуги, Минкомсвязь предлагает использовать информационную систему по модели «программное обеспечение как услуга» (SAAS — software as a service). «Эта модель чем-то похожа на загрузку программ через Интернет. Сначала отбор успешных решений в регионах, затем их «подкачка» во всероссийскую коллекцию и внедрение в любых других регионах. Это так называемая облачная платформа распространения решений. Такой подход позволит уменьшить сроки, сэкономить значительные средства федерального и местных бюджетов», — отметил замминистра. Собственно, повысить эффективность государства должны и другие модули «Электронного правительства». К примеру, портал госпродаж, заказчиком которого выступила Федеральная антимонопольная служба, размещает информацию о проведении государственных и муниципальных торгов, тем самым обеспечивая прозрачность расходования бюджетных средств. Ту же цель преследует информационная си¬стема «Независимый регистратор», контролируя работу электронных торговых площадок. В свою очередь эффективность самого «Электронного правительства» должна обеспечить «Экспертная система центров телефонного обслуживания» и система «Управ¬ление ведомственной и региональной информатизацией». Подсчитать экономический эффект перехода российских ведомств на электронную форму документооборота довольно сложно. Речь идет не только о сокращении численности чиновников и высвобождения помещений бесчисленных «отделов по работе с гражданами». Известно, что россияне на сегодняшний день получают от федеральных органов власти 81 млн услуг. «Но для того чтобы оформить 81 млн услуг, раньше необходимо было 570 млн раз обратиться в органы власти для того, чтобы собрать всевозможные справки», — отметил на одном из межправительственных заседаний вице-премьер РФ Вячеслав Володин. Теперь, по данным Минсвязи, около 2 тыс. видов государственных услуг могут быть получены через Интернет. При этом доступ к 340 наиболее востребованным госуслугам уже обеспечивает нынешняя система «Электронного правительства». Следовательно, уже в первый месяц своей полноценной работы «Электронное правительство» сберегло десятки тысяч часов личного времени россиян. Причем не только граждан, воспользовавшихся порталом Gosuslugi.ru, но и чиновников среднего звена, которые, как и все люди, терпеть не могут лишней работы. РБК daily http://www.rbcdaily.ru/media/opinion/562949981999698.shtml
Дата: 10.11.2011Последние новости:
Опубликованы поручения правительства по итогам стратегической сессии по развитию отрасли связи
Председатель правительства Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии по развитию отрасли связи; они касаются вопросов качества услуг связи, ...
Более 11 млн раз жители столицы скачали городское мобильное приложение «Госуслуги Москвы»
Более 11 млн раз жители столицы скачали городское мобильное приложение «Госуслуги Москвы». Об этом сообщили представители Департамента информационных технологий ...