Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

С 1 октября начнется электронный диалог граждан и федеральных ведомств

С завтрашнего дня граждане и бизнес избавляются от необходимости сбора множества справок, которые нужны им для получения документов в федеральных органах власти. Если такие данные уже есть в распоряжении чиновников, они сами обменяются информацией с коллегами из других ведомств. Причем в электронном виде. А сам список справок заметно укоротят. В России начинается запуск первого этапа одного из самых масштабных проектов последнего времени - межведомственного электронного документооборота. Регионы подключатся к нему позднее, 1 июля 2012 года. То есть с середины следующего года всю работу по обмену между ведомствами справками возьмут на себя еще и местные власти. Кстати, именно на них и приходится выдача наиболее значительной части документов гражданам. 26 октября правительство созовет представителей регионов на специальные совещания, там будут определены персональные ответственные за введение электронного документооборота на региональном уровне и даже прописаны "дорожные карты", сообщил зампредседателя правительства и глава аппарата правительства Вячеслав Володин. И пообещал, что правительство будет стимулировать работу регионов и муниципалитетов, выявлять отстающих и лидеров. Володин уверен, что многие регионы смогут форсировать работу. Уже сейчас Волгоградская, Самарская области и Башкирия показали, что могут работать по-новому. Но и первый этап значительно упростит жизнь граждан и предпринимателей. Ежегодно от граждан фиксируется 81 миллион обращений за госуслугами. Если учесть, что для получения каждой услуги надо еще собрать не менее шести справок, то получится, что в среднем российские граждане в год обращаются в различные ведомства за справками 560 миллионов раз. Теперь это бремя частично возьмут на себя чиновники. А школе, например, не надо будет подавать в Рособрнадзор справки из МЧС, Казначейства, налоговой и других ведомств для получения лицензии на образовательную деятельность. А многие фирмы-посредники, которые кормились за счет федеральных госуслуг, свернут свою деятельность. Так ликвидируются необоснованные поборы. Электронный документооборот, надеется глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина, снизит административные барьеры и уберет из системы излишние звенья. Для системы межведомственного электронного документооборота уже провели стресс-тест, рассказал глава минкомсвязи Игорь Щеголев. Ежесуточно она сможет выдерживать не менее двух миллионов обращений. Правда, серьезность проекта и его сложность не исключает, что возможны накладки, признает Володин. Скажем, могут возникнуть сбои в системе электронного документооборота между ведомствами. Однако даже если система зависнет, ведомства обменяются друг с другом справками с помощью курьеров. Не исключает чиновник и других сложностей. Например, граждане могут обнаружить в базе данных федеральных ведомств ошибки, опечатки в выданных документах. Но человек всегда сможет их устранить. Для этого на сайте портала госуслуг и других ресурсах федеральных ведомств будет работать "горячая линия". И гражданин всегда может позвонить и уведомить о неточностях в базах данных. Впрочем, как отметила глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина, такие неточности, или "грязные данные" существуют и сейчас. Но до сих пор гражданин с этой проблемой оставался один на один с чиновниками. А теперь ведомства сами будут запрашивать друг у друга данные и выявлять ошибки. Гражданину не потребуется брать справки в одном ведомстве, чтобы доказать, что в базе данных другого ведомства, например, есть опечатка. При этом, например, Федеральная миграционная служба будет мастер-ведомством, то есть главным по информации, связанной с паспортными данными. Именно там сохранится основная база этих данных. При этом сохранность сведений будет обеспечена за счет того, что вся эта информация не объединена в единую базу, она сохраняется у каждого госоргана, пояснил технические детали глава минкомсвязи Игорь Щеголев. А каналы обмена информацией между ведомствами надежно защищены. Еще одним дополнительным барьером против утечки персональных данных станет электронно-цифровая подпись - как гражданина, так и служащего. Подписью необходимо будет подтверждать любое важное изменение в базе данных, например о сделках по недвижимости. И тогда служащие будут отвечать за эти данные. Ответственность будет вводиться внутри ведомств и за утечку информации из баз данных и за ее хищение. Впрочем, глава минкомсвязи не стал ничего говорить о возможных хакерских атаках. А его заместитель Илья Массух рассказал, что уже сейчас есть факты проявления "смекалки" со стороны мошенников. Например, на телефоны приходят SMS с предложениями за сто рублей получить доступ к закрытой информации на портале госуслуг. Не исключено, что с 1 октября мошенники попытаются заработать на неведении российских граждан, будут предлагать им различные "консультации". В этом случае следует звонить на "горячую линию" портала госуслуг или ведомств, чтобы прояснить все возникающие вопросы. Таких звонков в начале октября будет немало, прогнозируют эксперты. Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин отметил, что общее количество информации, которая хранится на федеральном уровне, составляет более 20 терабайт. В том числе и информация из Единого госреестра о налогоплательщиках. Вполне возможно, что возникает ряд накладок, поскольку информация в налоговую поступает из ГИБДД и других ведомств. Но гражданам не стоит поднимать по этому поводу панику, а лучше уведомить службу. Налоговая стремится совершенствоваться, и осенью 2012 года налогоплательщикам будет рассылаться платежка сразу на три налога: транспортный, земельный и имущественный. По словам Мишустина, в этом году будут своеобразные налоговые каникулы. Они не освободят граждан от налогов, но дадут возможность получать все платежи в единой форме, а не пять-шесть раз в год. На их уплату в следующем году гражданам предоставят 36 дней. Сами же платежки в рамках электронного документооборота будут проходить быстрее с момента оплаты, пообещал представитель Казначейства. Уже сейчас известны проблемы, когда платеж идет три-пять дней. И без его подтверждения иногда тормозится оказание госуслуг. Новый порядок моментальной оплаты позволит дисциплинировать коммерческие системы, через которые проходят деньги. Пока с 1 октября 2011 года банковские структуры будут сотрудничать с Казначейством в этой сфере по предоставлению информации о прохождении платежей добровольно. А с 1 января 2013 года такая процедура станет для них обязательной. Кроме того, в первом чтении в Госдуме прошел еще один важный законопроект. По нему гражданин сможет обжаловать некорректно оказанную госуслугу. Например, если были затянуты сроки ее оказания. В серьезных случаях законопроект не исключает задействование прокуратуры и высокие штрафы - как для исполнителей услуги, так и их руководителей. Регионам же еще придется поставить все точки над "i" по введению универсальной электронной карты, напоминают в минэкономразвития. Министерство намерено в ближайшее время провести совещание с регионами и по этому вопросу. Некоторые вопросы пока неясны. Например, каким образом пенсионеры будут оплачивать с помощью карточки проезд на транспорте. Размер комиссии за проведение каждой финансовой операции посредством карты будут определять банки. Государство, скорее всего, регулировать это не будет. Российская газета http://www.rg.ru/2011/09/30/electron.html

Дата: 30.09.2011

Последние новости:

30.06.2025

Опубликованы поручения правительства по итогам стратегической сессии по развитию отрасли связи

Председатель правительства Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии по развитию отрасли связи; они касаются вопросов качества услуг связи, ...

30.06.2025

Более 11 млн раз жители столицы скачали городское мобильное приложение «Госуслуги Москвы»

Более 11 млн раз жители столицы скачали городское мобильное приложение «Госуслуги Москвы». Об этом сообщили представители Департамента. информационных технологи ...

    Календарь мероприятий

    Открыть календарь