Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Роспотребнадзор разъясняет абонентам мобильной связи их права в связи с раскрытием текстов сообщений

Абоненты, чьи права были нарушены из-за появления текстов СМС-сообщений в открытом доступе в Интернете, имеют право предъявить претензии непосредственно сотовому оператору и обратиться в суд, сообщает Роспотребнадзор. На своем официальном сайте ведомство опубликовало разъяснения по поводу возможных последствий "в связи со случаями появления текстов сообщений абонентов услуг подвижной связи в открытом доступе". В документе отмечается, что правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные постановлением правительства РФ в 2005 году, императивно обязали оператора связи обеспечить соблюдение прав абонентов на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами). Ответственность оператора связи за нарушение данного требования возникает на основании соответствующих положений этих правил и договора об оказании услуг подвижной связи. "В частности, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в соответствии с договором оператор связи несет имущественную ответственность, в том числе возмещает по требованию абонента причиненные убытки, а также моральный вред", - отмечает Роспотребнадзор. Кроме того, правовым основанием для предъявления требований о возмещении вреда потребителю в подобной ситуации является ряд положений закона "О защите прав потребителей" и Гражданского кодекса РФ. "Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины на основании ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 1099 - 1101 Гражданского кодекса РФ", - говорится в сообщении Роспотребнадзора. Размер компенсации морального вреда определяется судом вне зависимости от размера возмещенного имущественного вреда и понесенных потребителем убытков, отмечает ведомство. Жалобы и претензии абонента должны обязательно направляться в адрес оператора связи для разрешения в досудебном порядке, разъясняет Роспотребнадзор. Претензии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора, предъявляются в течение 6 месяцев с даты оказания услуги связи. Направленная в адрес оператора связи претензия рассматривается в срок, не превышающий 60 дней с даты ее регистрации. О результатах ее рассмотрения сообщается в письменной форме предъявившему ее абоненту. "В случае признания оператором связи требований абонента обоснованными, они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления претензии", - подчеркивается в документе Роспотребнадзора. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные сроки абонент имеет право предъявить иск в суд. "Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства жительства или пребывания истца заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства", - говорится в сообщении. В случае обращения потребителя в суд Роспотребнадзор или его территориальный орган могут быть привлечены судом к участию в деле, вступать в дело по своей инициативе или по просьбе других участников процесса, в том числе и самого потребителя. В понедельник разразился скандал в связи с появлением в открытом доступе SMS-сообщений, оправленных с сайта сотового оператора "МегаФон", которые попали в кэш поисковой системы "Яндекс". Пользователи поисковика, введя определенным образом сформированный запрос, могли узнать не только полные тексты сообщений, но также номера, с которых они были отправлены, и данные о банковских картах отправителей. По данным "Мегафона", в открытом доступе оказалось порядка 8 тысяч объектов, из них около 3 тысяч SMS, отправленных на 2,5 тысячи номеров пользователей сети. Представители компании "Яндекс" настаивают, что причиной раскрытия в Интернете SMS-сообщений, отправленных абонентам "МегаФон" с сайта компании-оператора, стало возможно из-за отсутствия запрета индексации. "Еще раз можем подтвердить, что страницы с SMS с сайта "МегаФона" были публично доступны как "Яндексу", так и другим поисковым системам (к заявлению прилагаются скриншоты "выдачи" поисковиков Bing и Google - ИФ). Такое могло произойти из-за возможной ошибки администраторов сайта оператора, которые по какой-то причине не запретили индексацию раздела отправки SMS в специальном файле robots.txt. Яндекс индексирует любую публично доступную информацию и только ее", - говорилось в заявлении пресс-службы компании "Яндекс", поступившем в "Интерфакс" в минувший вторник. По словам представителей "Яндекса", файл robots.txt в разделе отправки SMS был установлен в раздел "Отправка SMS" сайта "МегаФона" лишь во второй половине дня в понедельник, после чего он был закрыт для индексации. "В максимально быстрые сроки все страницы этого раздела стали недоступны в результатах поиска "Яндекса", - подчеркивалось в сообщении пресс-службы. В тот же день первый заместитель гендиректора по операционной деятельности "МегаФона" Валерий Ермаков сообщил журналистам, что специальный файл Robots.txt существует на сайте компании. "Файл Robots.txt существует. Его задача - отвечать за ограничение индексации. Этот файл работает со всеми поисковыми системами, однако остается вопрос: почему "Яндекс" позволил именно эту информацию, которую он забирал, публично разместить на своих поисковых серверах", - заявил В.Ермаков. В связи с инцидентом глава СК РФ Александр Бастрыкин дал поручение провести доследственную проверку по факту утечки СМС-сообщений, отправленных с сайта "Мегафона". Союз потребителей России заявил, что может выступить с иском в защиту абонентов сотового оператора, чьи sms-сообщения были опубликованы в Интернете. "Нет сомнений, это очевидное нарушение требований закона о защите прав потребителей", - сказал тогда "Интерфаксу" председатель союза Петр Шелищ. По словам П.Шелища, основанием для иска может стать некачественное и ненадлежащее оказание услуг. "Основания для иска, безусловно, есть, поскольку была опубликована персональная информация. Это также противоречит договору между абонентом и компанией", - добавил председатель союза. Некоторые абоненты "МегаФона", которым были адресованны SMS-сообщения, попавшие в открытый доступ, не исключили судебных разбирательств с компанией-оператором. ComNews http://www.comnews.ru/index.cfm?id=62629

Дата: 22.07.2011

Последние новости:

15.09.2025

Опубликованы количественные данные о ГАС «Выборы» 2.0

Государственная автоматизированная система (ГАС) «Выборы» 2.0. впервые применялась в полном объёме, сообщил ЦИК России. ...

12.09.2025

Число обратившихся в Центр помощи гражданам в цифровой среде выросло в I полугодии на четверть

Более 4,6 тысячи обращений поступило в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде в первой половине 2025 года, это на 26% превышает аналогичный показатель ...

    Календарь мероприятий

    Открыть календарь