Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Игорь Щеголев: Мы повысим эффективность госинвестиций в ИТ

Многие годы расходы на информатизацию госсектора были бесконтрольны, однако сегодня ситуация, по всей видимости, начала изменяться. О том, какие шаги делаются в этом направлении, как развивается программа "Информационное общество", будет ли упрощен налоговый режим для ИТ-компаний и когда ждать результатов деятельности Сколково, рассказал CNews Министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щёголев. CNews: Какие возможности дают для развития деловой активности в стране последние инициативы и решения правительства в сфере информатизации государственного управления? Игорь Щеголев: В декабре прошлого года открылся единый портал государственных услуг. Зарегистрированные пользователи портала могут в том числе подавать в электронной форме заявки на открытие своего дела как индивидуальный предприниматель или даже подавать документы для регистрации юридического лица для рассмотрения регистрирующим органом. Мы ожидаем существенного снижения бюрократических барьеров при вступлении в силу в июле следующего года положения закона о государственных услугах (210-ФЗ от 27.06.10), согласно которому все государственные органы должны будут запрашивать необходимые справки и сведения у других госорганов, а не у заявителя. Для реализации этого положения Минкомсвязью создана единая система электронного взаимодействия, к которой уже подключены 18 органов власти (до конца года будут подключены еще 4). CNews: Известно, что расходы на информатизацию в госсекторе многие годы носили бесконтрольный характер. В обществе широко обсуждались многие инциденты, связанные с непрозрачными закупками компьютеров и ПО для госучреждений в рамках программы "Электронная Россия". Каких изменений следует ожидать в плане повышения прозрачности и эффективности процедур? Игорь Щеголев: Было бы точнее говорить не о бесконтрольности, а о необходимости увеличить эффективность и изменить структуру расходов на ИКТ. Сам факт широкого общественного обсуждения свидетельствует о возможности контроля не только со стороны контролирующих органов, но и гражданского общества в целом. Тем не менее, указанные вами публичные обсуждения проводились уже на этапе проведения конкурсных процедур, а на этапе планирования ведомствами мероприятий использованию ИКТ ни за одним ведомством не были закреплены полномочия по контролю планируемых расходов. Теперь, согласно постановлению Правительства от 24 мая 2010 г. №365., Минкомсвязь России определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проведению экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов. Для повышения прозрачности и эффективности расходов уже на этапе проведения экспертной оценки проектов планов информатизации проводится анализ планируемых затрат на мероприятия и работы по созданию ИКТ, а также анализ спецификаций на планируемое к закупке оборудование и программное обеспечение. Если по результатам экспертной оценки обнаруживается завышение стоимости работ и оборудования, ведомствам указывается на необходимость корректировки своих планов или же необходимость детализировать работы, привести технико-экономическое обоснование. Если же со стороны ведомств нет обоснованной аргументации, Минкомсвязь России не рекомендует Минфину России выделять бюджетные ассигнования для проведения данных мероприятий. СNews: С принятием постановления правительства №365 министерство превратилось в головной штаб информатизации. Можно ли говорить о том, что министерство теперь несет ответственность за оптимизацию затрат ведомств на ИТ и обществу следует ожидать заметного улучшения в данной сфере? Игорь Щеголев: Да, можно. На экспертную оценку в Минкомсвязь России должны предоставляться не только ежегодные планы информатизации, но и проекты федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, а также проекты решений о создании федеральных государственных информационных систем. На основе анализа планов информатизации и их взаимосвязи с программами информатизации ведомств и мероприятиями целевых программ, содержащих работы по ИКТ, от всех ведомств выявляются дублирующие работы по сходным функциональным областям, выявляются работы и мероприятия, целесообразность которых не очевидна, дублирующие работы по созданию ИТ-инфраструктуры. Таким образом становятся очевидными внутренние резервы самих ведомств, которые можно эффективно направить на ускорение создания в России электронного правительства и построения полноценного информационного общества. CNews: По каким метрикам следует оценивать эффективность затрат на ИТ в органах государственной власти? Каковы целевые ориентиры министерства на ближайшие годы? Игорь Щеголев: Есть несколько основных подходов при анализе ведомственных расходов на ИТ. Во-первых, мероприятия не должны быть направлены на создание новых элементов информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Речь идет о дублировании аналогичных мероприятий в рамках базовой инфраструктуры Электронного правительства (единое пространство доверия ЭЦП, система межведомственного взаимодействия, создание порталов для оказания государственных услуг, защищенная телекоммуникационная инфраструктура) о разработке "с нуля" программных решений, по которым имеются готовые решения на рынке, либо на государственном уровне уже созданы типовые решения на базе свободного программного обеспечения (системы электронного документооборота, системы правовой информации, операционные системы, СУБД, отраслевые типовые решения и другое) использовании разрозненных технологических решений в рамках органов государственной власти, относящимся к одному ведомству. Второй критерий или подход – это отсутствие завышения стоимости работ и поставляемого оборудования при предварительной их оценке на этапе подготовки перечня мероприятий. Для этих целей мы просим приводить аналоги оборудования, которое использовалось при расчетах, а для выполняемых работ производить оценки трудоемкости. Наконец, в-третьих, для каждого мероприятия в области ИКТ должны быть определены качественные и количественные целевые индикаторы, на достижение которых направлена реализация данного мероприятия. При этом эти целевые индикаторы должны быть направлены на достижение социально-экономического эффекта и быть взаимоувязаны с показателями государственной программы "Информационное общество", а также с показателями целевых программ, реализуемых данным ведомством. Целевой ориентир министерства на ближайшие годы в рамках указанной деятельности – это существенное повышение эффективности от инвестиций государства в информационные технологии. Она должна принести конкретные осязаемые плоды для каждого человека, сказаться как на повышении качества жизни граждан, так и на росте эффективности и прозрачности органов государственной CNews: В программе "Информационное общество" отдельным пунктом значится развитие национальной программной платформы. Рассчитываете ли вы, что использование НПП приведет к экономии бюджетных средств? Если да, то проводились ли какие- то расчеты по этому поводу? Игорь Щеголев: Мы рассматриваем разработку Национальной программной платформы не просто как локализацию и адаптацию имеющихся дистрибутивов Linux. Мы планируем создать организационную, технологическую, техническую, научную и образовательную компоненты платформы внутри страны, обеспечив при этом их интеграцию и с международными проектами по СПО. Основные государственные вложения в НПП будут направлены через конкретные государственные проекты на внедрение СПО в школы, медучреждения, муниципалитеты, федеральные и региональные ОГВ, на разработку государственных и общественных сетевых сервисов, а также в проекты силовых ведомств. Подавляющее большинство таких проектов экономически оправдано за счет отсутствия лицензионных отчислений. Исполнителями этих проектов будут отечественные компании, занимающиеся разработкой, внедрением и поддержкой информационных систем. При таком подходе все направленные на НПП средства останутся в России и будут эффективно использованы для развития отечественной отрасли разработки ПО. CNews: Часто говорят, что использование иностранного ПО в государственных информационных системах небезопасно. Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то в чем именно вы видите основные риски? Игорь Щеголев: На сегодняшний день в отечественной отрасли программных продуктов сложилась следующая ситуация. Во-первых, существует монополизация рынка со стороны крупных корпораций (Microsoft, Oracle, SAP). Большинство российских ИТ-компаний занимаются исключительно перепродажей готовых зарубежных продуктов. Высока зависимость от иностранного ПО даже в критических отраслях экономики. Во-вторых, мы наблюдаем активное развитие зарубежных глобальных интернет-сервисов (Google, Yahoo и т.п.). Внедрение подобных технологий является стратегически продуманной политикой ведущих мировых держав, так как позволяет не только радикально снизить стоимость владения информационными системами, но и централизовать информационные массивы и в целях информационной безопасности государственных сервисов. Подобные собственные технологии в России пока практически отсутствуют. Описанные тенденции могут привести к полной монополизации всего российского ИТ-рынка зарубежными компаниями. Это, в свою очередь, приведет к полной утрате собственных фундаментальных технологий разработки ПО и сделает нас полностью зависимыми от зарубежных поставщиков. CNews: На ваш взгляд, национальная программная платформа должна создаваться, прежде всего, российскими разработчиками или тут могут быть варианты с участием иностранных компаний? Игорь Щеголев: Все проекты по созданию НПП и ее компонент будут реализовываться в рамках 94 ФЗ. В работах может принять участие организация, удовлетворяющая требованиям российского законодательства и необходимой квалификацией. CNews: Ранее министерством была разработана концепция развития ИТ-отрасли России. Нужен ли такой документ сегодня, на ваш взгляд? Стоит ли это как задача на повестке дня в связи с тем, что ИТ попали в число приоритетных направлений технологического развития России? Игорь Щеголев: Да, в настоящее время Минкомсвязью России совместно с Минэкономразвития России готовится проект концепции инновационного развития отрасли телекоммуникаций и информационных технологий. Концепция предназначена для реализации государственной политики и мер инновационного развития отрасли, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации, обеспечивающих экономический рост и развитие социальных условий, гарантирующих улучшение стандартов жизни граждан Российской Федерации. CNews: Нам кажется, что ИТ-компании сегодня не могут быть успешными, если они не становятся глобальными игроками. Является ли экспорт ПО и компьютеров в целом приоритетом в политике министерства по развитию отечественной ИТ-отрасли? Игорь Щеголев: Экспорт высоких технологий и в первую очередь ИТ требует серьезной государственной поддержки. Анализ опыта ведущих мировых ИТ-компаний (Siemens - Германия, IBM - США, Bull - Франция, Huawei - Китай) показывает, что первоочередным условием продвижения национальной ИТ-индустрии на мировой рынок является стимулирование внутреннего устойчивого спроса. В России необходимо аналогично обеспечить комплекс мер для стимулирования внутреннего устойчивого спроса на продукты российских компаний и создать условия для замещения программно-аппаратных решений зарубежного производства на российские аналоги. Обязательно будем финансово и организационно поддерживать участие российских компаний в международных выставках. Разработано также множество других мер, которые мы направили в адрес президента Российской Федерации. CNews: Ситуация с упрощением налогового режима для российских ИТ- компаний до сих пор остается нерешенной, несмотря на требования президента Дмитрия Медведева разобраться в вопросе. Когда и для кого начнут применяться упрощенные схемы? Игорь Щеголев: Ситуация с упрощением налогового режима разрешилась. 19 октября 2010 года был опубликован принятый закон, который установил пониженные тарифы взносов в государственные фонды. Совокупная ставка взносов в пенсионный, медицинский и социальный фонды для компаний, занимающихся преимущественно разработкой программного обеспечения, составляет 14% вместо 34%. Пониженная ставка в 14% будет действовать в течение 2011-2017 годов, затем к 2020 году в три этапа увеличится до 34%. Закон содержит оговорку, что пониженную ставку взносов компании могут использовать начиная с 2010 года. Механизм возврата или зачета уплаченных по полной ставке с января 2010 года взносов в настоящее время обсуждается. CNews: Каковы, на ваш взгляд, отличия между проектом по созданию иннограда в Сколково и программой, осуществляемой Минкомсвязи по развитию сети технопарков? Игорь Щеголев: Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" реализуется для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики и создания точек роста в конкретных субъектах Российской Федерации - участниках Программы. При этом субсидии на создание и развитие объектов технопарков носят адресный характер и выделяются на принципах софинансирования с субъектом РФ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в рамках своих полномочий обеспечивают решение земельных и социальных вопросов. В Сколково же все вопросы решаются на федеральном уровне. Таким образом, проекты Сколково и Программа при схожих целях - модернизации экономики России - отличаются в подходе. Проект Сколково создает полностью обеспеченный и не зависимый от внешних ресурсов единый центр "с нуля", а Программа рассредоточена по регионам и предпочтение отдается развитию площадок, находящихся на территории ключевых городов субъектов Российской Федерации - участников Программы. При этом становится возможным обеспечить проект людьми и связать его с местными промышленными и научными мощностями. CNews: Каким вы видите участие Минкомсвязи в проекте иннограда в Сколково, пока министерство не подключилось к данной работе? Игорь Щеголев: Для того чтобы достичь синергетического эффекта, целесообразно развивать Программу таким образом, чтобы технопарки в сфере высоких технологий стали партнерами Сколково. При этом станет возможным размещение в технопарках представительств компаний из Сколково и включение компаний-резидентов технопарков, отобранных на экспертных советах технопарков, в число компаний, взаимодействующих со Сколково и получающих соответствующие льготы. Одним из наиболее перспективных направлений взаимодействия между инноградом Сколково и технопарками в сфере высоких технологий является отрасль информационно-коммуникационных технологий. Она входит в число пяти приоритетных отраслей модернизации экономики. При этом важным фактором станет научное сотрудничество отраслевых и региональных институтов с межвузовским исследовательским центром (технологическим университетом Сколково). За счет взаимодействия управляющих компаний технопарков и Сколково, а также участия резидентов технопарков в совместных со Сколково проектах, будет обеспечено продвижение российских инновационных проектов из регионов на международный рынок и удовлетворение их потребностей в венчурном инвестировании. Полный текст интервью будет опубликован в журнале CNews №53. CNews http://biz.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/12/27/421554_1

Дата: 27.12.2010

Последние новости:

09.09.2024

Единый день голосования: итоговая явка ДЭГ составила почти 90%

Выборы в России завершились. В дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) на федеральной платформе приняли участие более 827 тыс. человек. Итоговая явка состав ...

09.09.2024

В День программиста все смогут проверить свои знания в области ИТ

Всероссийский ИТ-диктант пройдет 12 сентября в режиме онлайн ...