Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Эксперты ЦТЭП оценили работу механизмов электронного участия в Петербурге

Исследование специфики функционирования каналов гражданского участия в Петербурге было проведено методом экспертного опроса. В состав экспертной группы из 50 человек вошли представители органов местного самоуправления, территориальных управлений, региональных властей и управляющих компаний, лица, принимающие решения в сфере управления территориями, занимающиеся непосредственно коммуникаций с гражданами, внедряющие проекты электронного участия.

По результатам опроса, большинство экспертов очень часто (каждую неделю) взаимодействуют с гражданами в рамках выполнения своих служебных обязанностей (рис.1 ). Такие показатели характерны для большинства предметных областей, в которые вовлечены эксперты: промышленность, наука и инновации, информационные технологии, стратегический комплекс, потребительский рынок и предпринимательство, туризм, пространственно-территориальное развитие, демографическая ситуация, трудовые ресурсы и рынок труда, образование, здравоохранение, социальная политика, культура, физическая культура и спорт. Несколько ниже показатели активного взаимодействия с гражданами у представителей отрасли транспорта, экологической безопасности, коммунальной и инженерной инфраструктуры.

Рисунок 1 – Распределение ответов экспертов на вопрос «Как часто Вам приходится взаимодействовать с гражданами в рамках выполнения служебных обязанностей?», %

По мнению экспертов, наиболее востребованными гражданами каналами являются личные визиты в органы власти, портал «Наш Петербург» и электронная приемная Губернатора (рис.2). Эти же каналы наиболее востребованы общественными организациями и представителями бизнеса. Эксперты не отметили больших издержек для граждан ни по одному из предложенных каналов. Эксперты также обозначили, что для использования различных электронных каналов гражданского участия получение ИТ-навыков высокого уровня не обязательно.

 

 

Рисунок 2 – Экспертные оценки каналов участия граждан: социально-экономические критерии

 

Большинство опрошенных экспертов отмечали, что электронные каналы могут оказать реальное влияние на принятие решений, но в то же время и усложнить работу органов власти, что, в свою очередь, может привести к снижению эффективности работы по другим направлениям.

 

По результатам опроса, 32 эксперта оценили опыт взаимодействия с гражданами в целом как позитивный и конструктивный, по результатам которого было принято какое-то решение. Еще 8 считают, что по итогам взаимодействия были предприняты определенные шаги в направлении решения проблемы, но к эффективному решению это не привело. И 2 эксперта оценили подобный опыт как неконструктивный, диалог не состоялся. Абсолютное большинство экспертов (41) отметили позитивные изменения после начала функционирования порталов электронного участия, а именно: органы власти стали более чутко и оперативно реагировать на запросы. Двое принявших участие в опросе экспертов считают, что все осталось по-прежнему, и 5 экспертов замечают изменения в негативную сторону. По мнению половины экспертов (26), использование технологий электронного участия может оказать реальное влияние на принятие решений, ориентированных на развитие города.

Экспертный опрос был проведен в феврале 2020 года в формате очного анкетирования. 

Отв. исполнитель: аспирант Е.Ю. Видясов, научный руководитель: А.В. Чугунов.

Основные результаты представлены в следующих публикациях: 

1. Видясов Е.Ю. Результаты эмпирического исследования функционирования каналов электронного участия граждан: материалы экспертного опроса в Санкт-Петербурге // Управленческое консультирование. 2020. № 4 (136). С. 140-144.  

2. Видясов Е.Ю. Оценка технологических возможностей функционирования коммуникационных каналов гражданского участия (на примере Санкт-Петербурга) // Информационные ресурсы России. 2020. № 3. С. 26-28. 

Дата: 02.09.2020

Последние новости:

30.06.2025

Опубликованы поручения правительства по итогам стратегической сессии по развитию отрасли связи

Председатель правительства Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии по развитию отрасли связи; они касаются вопросов качества услуг связи, ...

30.06.2025

Более 11 млн раз жители столицы скачали городское мобильное приложение «Госуслуги Москвы»

Более 11 млн раз жители столицы скачали городское мобильное приложение «Госуслуги Москвы». Об этом сообщили представители Департамента информационных технологий ...

    Календарь мероприятий

    Открыть календарь