Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Цифровизация государственных услуг (экспресс-информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ)

Расчеты опираются на данные Росстата, а также результаты первой волны проводимого ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Мониторинга технологий искусственного интеллекта и цифровой трансформации экономики и общества.

Главные выводы

Подавляющее большинство россиян в возрасте 15 лет и старше, обращавшихся за государственными и муниципальными услугами (госуслугами), получают их полностью или частично онлайн (86,7% в 2024 г.). Каждый второй пользователь госуслуг (55%) — исключительно онлайн, не обращаясь в ведомства, МФЦ и др.

С 2016 г. стабильно снижается доля россиян, не использующих интернет для получения госуслуг: в 2024 г. она составила 13%. Можно предположить, что часть представителей этой группы, наравне с привычными «очными» форматами, стала обращаться и к онлайн-инструментам: доля населения, получающего госуслуги онлайн и офлайн, за период 2016–2024 гг. выросла втрое (до 31,6%).

Данные Росстата демонстрируют явную связь предпочитаемых форматов взаимодействия с государством с возрастом граждан. В 2024 г. только офлайн получали госуслуги в основном россияне в возрасте 65 лет и старше — среди них 45,4% не использовали интернет для этих задач. При этом более половины этой группы уже освоили онлайн-инструменты, а четверть и вовсе отказались от личных визитов в различные ведомства и получали госуслуги исключительно через интернет.

На динамику цифровизации госуслуг заметное влияние оказала пандемия COVID-19. Однако достигнутый в тот период уровень в субъектах России сохранился по-разному. Так, в Москве и Сахалинской области рост доли населения, получающего госуслуги с использованием интернета (частично или полностью), продолжился и после 2021 г. Сейчас эти регионы приблизились по величине данного показателя почти к 100%. Довольно высокие его значения (более 96%) также в Астраханской области, ХМАО, Республике Башкортостан и Чеченской Республике. В ряде других регионов, напротив, после снятия пандемийных ограничений часть населения вернулась к более привычным офлайн-форматам. Вследствие этого, например, в Санкт-Петербурге, Мурманской области, Алтайском крае и др. в 2024 г. менее 75% получающих госуслуги использовали для таких целей интернет.

Чаще всего россияне заходят на электронные порталы (например, «Госуслуги») за нужной информацией (77,6%) и результатами предоставления услуг (47,1%), для осуществления обязательных платежей (54%), получения или отправки документов (40,3%).


Источник: https://cnews.ru/link/n639176
Дата: 24.04.2025

Последние новости:

25.08.2025

Онлайн-гидом «Узнай Москву» с начала 2025 г. воспользовались более 3 млн раз

С января по июль 2025 г. портал «Узнай Москву» посетили свыше 3 млн раз, сообщила заммэра Наталья Сергунина. В проекте можно найти информацию о знаковых местах ...

25.08.2025

Подмосковным медикам упростили оформление выплаты по аренде жилья

На портале госуслуг Московской области оптимизирована услуга по оформлению ежемесячной выплаты медицинским работникам по аренде жилья. Об этом сообщили представ ...

    Календарь мероприятий

    Открыть календарь