Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Цифровая платформа для поддержания здоровья появится в России к 2030 г.

Президент РФ Владимир Путин поставил новые целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи». В эту программу вошли требования к повышению суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 г. и до 1,8 к 2036 г., в том числе ежегодный рост суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей; увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 г. и до 81 года к 2036 г., в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни; создание и запуск к 2030 г. цифровой платформы, способствующей формированию, поддержанию и сохранению здоровья человека на протяжении всей его жизни на базе принципа управления на основе данных.

По мнению руководителя отдела медицинской и клинической аналитики дирекции управления данными «Цифромед» Айрата Ханова, гражданам и государству цифровая платформа может дать значительное улучшение здоровья, качества медицинской помощи, долгую активную жизнь, рост численности населения, как следствие — рост экономики. «Россияне получат удобный, доступный, работающий в режиме 24/7 цифровой инструмент для взаимодействия с врачами и медицинскими организациями, доступ к цифровому профилю здоровья, помощнику в вопросах самоконтроля и принятия решений. Все зависит от того, кто будет разрабатывать платформу и какой смысл разработчики будут вкладывать в формулировку задачи», — рассказал Айрат Ханов.

Главный внештатный специалист по информационным системам в здравоохранении Министерства здравоохранения Хабаровского края Роман Бондаренко считает, что создание цифровой платформы для поддержания и сохранения здоровья человека на протяжении всей жизни к 2030 г. вполне реально: «Необходимо будет проработать с юридической точки зрения ряд вопросов обработки персональных данных пациентов в направлении из частных клиник и медицинских организаций в государственные органы, не ограничиваясь структурированным электронным медицинским документом, более обогащенно и детально».

Айрат Ханов отметил, что в первую очередь необходимо построить фундамент для цифровой медицины — систему сбора структурированных и оцифрованных медицинских данных, начиная с анамнеза, жалоб и данных осмотра врача: «Строить систему нужно не в рамках медицинской информационной системы для одной или нескольких организаций или регионов, а создать и внедрить единый федеральный формат. При этом появляется еще одна непростая, но решаемая задача — проведение реинжиниринга сбора медицинских данных. До сих пор врач вручную вводит все данные в медицинскую информационную систему. Он теряет из-за этого много времени. Поэтому необходимо привлечь к процессу пациентов через личные гаджеты или терминалы в регистратуре. Практически у всего населения в руках есть смартфон, который может стать цифровым инструментом врача и цифровым помощником в руках пациента».

Роман Бондаренко рассказал об электронных медкнижках: «При развитии электронных сервисов открываются широкие перспективы для каждого участника процесса. Например, пациент может обращаться в профильные медучреждения без бумажных выписок и справок. Для медицинских организаций такой подход упростит оперативный доступ к архивным данным пациента с целью анализа динамики лечения или протекания неких отклонений в здоровье. Медикам — экспертам в различных направлениях, которые курируют разработку методик лечения и другие подобные вопросы, электронная медкнижка даст возможность на основе глобальных данных анализировать эффективность препаратов и методов лечения».
Генеральный директор компании — разработчика систем поддержки принятия врачебных решений и программных продуктов для управления качеством оказания медицинской помощи «Платформа Третье Мнение» Анна Мещерякова поведала, что в российских клиниках данные пациентов хранятся в различных информационных системах в зависимости от их типа: «Системы необходимо поддерживать и обновлять, обеспечивать их совместимость и взаимодействие, так же как и информационную безопасность. Платформенность позволяет бесшовно интегрировать различные элементы и сегменты систем, а также использовать инновационные решения в защищенной отказоустойчивой среде. Консолидация медицинских данных гражданина является основой возможности своевременного анализа рисков, предупреждения заболеваний, автоматизированных направлений на диагностику и лечение», — сказала Анна Мещерякова.

Она отметила важность доверия граждан цифровым медицинским платформам и ценность хранения данных о здоровье там, где их можно обогатить и профессионально интерпретировать: «Не так давно люди хранили сбережения дома, так как не доверяли банкам. Но банки сумели выстроить доверие, и теперь наличные деньги для оплаты покупок — это скорее редкость. Цифровым платформам для здравоохранения нужно пройти такой же путь — выстроить доверие и подтвердить однозначную пользу от функциональных возможностей. Здоровье и жизнь близкого человека бесценны. И инвестировать в сбережение здоровья нужно как можно раньше, до появления признаков серьезных заболеваний».

Роман Бондаренко сообщил корреспонденту ComNews, что благодаря созданию цифровой платформы медицинские учреждения смогут усилить профилактическую работу: «Именно профилактика во многом помогает снизить заболеваемость и повысить качество жизни. С помощью единой цифровой платформы россияне смогут своевременно получать направления на диспансеризацию, дополнительные обследования, рекомендации по физическим нагрузкам, питанию и образу жизни. За счет профилактических мер нагрузка на медицинский персонал снизится, а общий уровень здоровья граждан будет расти. Также цифровые технологии будут полезны на этапе лечения — для каждого пациента можно будет выдавать персональные рекомендации и подбирать лекарства, которые эффективны именно для него».

Роман Бондаренко отметил, что в здравоохранении уже есть наработки в области цифровых платформ: «Чаще всего это решения с использованием нейросетей внутри медицинских информационных систем, которые анализируют данные по пациентам клиники и напоминают им о процедурах, необходимости записаться на прием или сдать анализы. Как правило, это локальные решения с разной степенью эффективности. В целом медицинские учреждения уже хорошо понимают ценность данных и стремятся их использовать для работы с пациентами», — считает Роман Бондаренко.

Айрат Ханов перечислил функции, которые он видит в будущей цифровой платформе:
- цифровой профиль;
- персональный цифровой помощник для каждого гражданина;
- дневник состояния здоровья и медицинских событий;
- сбор и хранение медицинских документов и ссылок на них;
- справочная информация о профилактике, диагностике и лечении заболеваний;
- тесты для самоконтроля;
- обратная асинхронная связь с медицинскими работниками и организациями;
- запись на прием;
- заявка на прием с предварительным описанием состояния и жалоб;
- доврачебный диагностический опросник;
- удаленный асинхронный мониторинг;
- удаленное управление лечением;
- первый этап диспансеризации населения — сбор и оценка анамнестических данных;
- использование технологий искусственного интеллекта;
- прогнозирование возникновения заболеваний.

Также Айрат Ханов к ожидаемым положительным эффектам отнес:
- увеличение доступности медицинской помощи;
- повышение удовлетворенности населения;
- единое круглосуточное окно коммуникации с обратной связью пользователя с системой здравоохранения;
- создание обновляемого персонального цифрового профиля;
- прогнозирование заболеваний — определение вероятности развития заболеваний на основе индивидуальных факторов риска;
- улучшение диагностики;
- персонализированное лечение — учет индивидуальных особенностей и выбор оптимальных схем лечения;
- удаленное управление лечением;
- автоматизация и оптимизация процессов, снижение нагрузки на медицинский персонал, автоматизация рутинных задач, улучшение управления медицинскими данными, обеспечение более эффективного распределения ресурсов.

«Есть несколько сложностей реализации такого проекта: привлечение пациентов к коммуникации с платформой, сбору медицинских данных, а также опасения граждан в связи с возможными утечками персональных медицинских данных», — сказал Айрат Ханов.


Источник: https://www.comnews.ru/content/233080/2024-05-13/2024-w20/1008/cifrovaya-platforma-dlya-podderzhaniya-zdorovya-poyavitsya-rossii-k-2030-g
Дата: 13.05.2024

Последние новости:

18.11.2024

15 ноября завершился XI Международный форум «ИТ-Диалог» в Санкт‑Петербурге

В период с 14 по 15 ноября 2024 года в Санкт‑Петербурге прошел XI Международный форум «ИТ-Диалог». Северная столица традиционно провела его на высоком уровне. ...

15.11.2024

В тюменской поликлинике будут выявлять онкологию с помощью ИИ

Тюменская область стала одним из первых регионов, который использует искусственный интеллект (ИИ) для увеличения частоты выявления онкологии на уровне первичног ...