Разработка программы по развитию виртуальной профессиональной коммуникации для помогающих специалистов
Разработка программы по развитию виртуальной профессиональной коммуникации для помогающих специалистов
Авторы: А. Б. Углова (РГПУ им. А. И. Герцена), И. М. Богдановская (РГПУ им. А. И. Герцена), Б. А. Низомутдинов (ЦТЭП ИТМО)
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 22-78-10047, «Конструктивные и деструктивные коммуникативные практики специалистов помогающих профессий в цифровых медиа». URL: https://rscf.ru/project/22-78-10047/)
© А. Б. Углова, И. М. Богдановская, Б. А. Низомутдинов, 2024
На основе анализа теоретико-методологических подходов и экспериментального исследования конструктивных и деструктивных коммуникативных практик в цифровых сообществах помогающих специалистов нами была разработана программа по развитию виртуальной профессиональной коммуникации для помогающих специалистов с целью минимизации социокультурных рисков.
Программа включила в себя ряд блоков по анализу оснований для проектирования и реализации алгоритмов успешной и безопасной профессиональной коммуникации, учитывающей этические нормы профессионального сообщества помогающих специалистов:
- Основные междисциплинарные модели и подходы к изучению коммуникативных практик в виртуальной среде. Определение особенностей виртуальной коммуникации. Основные составляющие коммуникативных практик: акторы виртуальной коммуникации, анализ технических средств, каналов взаимодействия, процессов поиска и обмена информацией, анализ правил сетевых профессиональных сообществ. Модель исследования конструктивных и деструктивных коммуникативных практик помогающих специалистов в цифровой среде представлена в приложении 1.
Литература по теме:
- Тищенко В.И. Феномен виртуальной реальности: эволюция термина // Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2023. Т. 73. № 4. С. 58-67.
- Аванесян Н.К., Голик Н.А., Соколовская Н.А. Особенности компьютерно-опосредованной коммуникации и языка текстовых сообщений (на материале английского языка) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 9-2. С. 64-68.
- Королева Н. Н. Семиосфера личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 159 c.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
- Злоказов К.В. Представление о себе в контексте социального присутствия // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28. № 1. С. 70-86.
- Postems T., Spears R.Deindividuation and antinormative behavior: a meta-analysis // Psychological Bulletin. Vol. 123. P. 238–259. DOI:10.1037/0033-2909.123.3.2381998
- Rose G.On the relation between ’visual research methods’ and contemporary visual culture // Sociological Review. Vol. 62. P. 24–46.
- Rückrim G.Digital technology and Mediation — a Challenge to Activity Theory // Cultural-historical psychology. Том 6. № 4. С. 30–38. https://psyjournals.ru/kip/2010/n4/32813.shtml (дата обращения:11.09.2020).
- Щипицина Л.Ю. Жанровая модель компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 11 (67). С. 225-230.
- Методология исследования конструктивных и деструктивных коммуникативных практик на основе информации, представленной в профессиональных помогающих цифровых сообществах. Анализ исследований коммуникации в рамках диалогического, деятельностного и семиотического подходов. Теории компьютерно-опосредованной коммуникации. Понятия «коммуникативные практики в виртуальной среде», «диалог», «знаковое опосредование информационного взаимодействия», «коммуникативная среда», «институциональный дискурс в цифровых медиа», «профессиональный помогающий дискурс», «профессиональный дискурс помогающих специалистов в цифровых медиа», «конструктивные стратегии коммуникации», «деструктивные стратегии коммуникации».
Литература по теме:
- Yakovleva E.V., Khusainova M.A., Stroykov S.A. Pedagogical and educational discourses as an institutional type of discours // Science. Education. The Present. 2023. № 1. С. 63-70.
- Щербенко Л.Р., Щербенко В.Н. Педагогический дискурс как разновидность институционального дискурса // News of Science and Education. 2017. Т. 12. № 3. С. 046-049.
- Гунина Е.Е. Юридический дискурс как вид институционального дискурса: подходы, концепции, типологии // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2021. № 26-2. С. 95-99.
- Куралева Т.В. Коммуникативное поведение в институциональном дискурсе // Информация–Коммуникация–Общество. 2023. Т. 1. С. 183-186.
- Методы и методики исследования цифровых виртуальных практик: дискурс-анализ, контент-анализ, интент-анализ, психосемантические методы, метод эксперимента для оценки восприятия цифровой среды. Обзор автоматизированных методов сбора и анализа профессиональной коммуникации в цифровых медиа.
Литература по теме:
- Деев М.В., Финогеев А.Г., Финогеев А.А., Гамидуллаева Л.А. Методика оценки сходимости образовательного контента для конвергентной модели обучения // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-2. С. 360-364.
- Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетеность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 61-73.
- Котова Е.Е. Потенциал цифровых технологий и искусственного интеллекта в управлении персонализированным обучением // Международная научная конференция по проблемам управления в технических системах. 2023. Т. 1. С. 212-216.
- Многоуровневая система институциональных характеристик цифрового дискурса профессиональной помогающей деятельности, опосредованного свойствами цифровых медиа. Общих характеристики сетевого дискурса: правила пространственно-временной организации сетевого сообщества, общие институциональные характеристики профессиональных сетевых психологических сообществ, маркеры профессионального психологического сообщества, ценностно-нормативные институциональные характеристики, включающие модерацию самопрезентации личного профиля специалистов, а также вариативные динамические институциональные характеристики, отражающие профессиональную самопрезентацию специалистов.
Литература по теме:
- Харитонова Н.В., Барышникова С.Н., Монастырецкая О.В. Специфика лексической составляющей профессионально-ориентированного сетевого дискурса (на материале медицинских форумов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 3. С. 331-334.
- Карасик В.И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 49-55. 73
- Варнавская Е.В. Сетевой медицинский дискурс в блогосфере: социолект и специфика онлайн общения // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2019. № 5. С. 206-216.
- Чуганская А.А. Проблема категориального анализа интеракций общения в сетевом дискурсе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. Т. 8. № 3. С. 25-31.
- Вихман В.В. Цифровой дискурс конструирования теоретического образа феномена образования // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 1. С. 3447-3455
- Конструктивные и деструктивные коммуникативные практики помогающих специалистов в цифровой среде. Коммуникативные цифровые практики в области психологии. Коммуникативные практики в образовательных цифровых СМИ. Коммуникативные практики просветительских правовых онлайн-проектов. Кейсы, включающие описание семантико-прагматической организации коммуникативных практик представлены в приложении 2.
Литература по теме:· Андреева Е.В., Архипова М.П. Речевое манипулирование как метод воздействия на общественное мнение в период пандемии Сovid-19 // Филология: научные исследования. 2021. № 6. С. 52-61.· Давыдова Г.И., Ковров В.В. Рефлексивный диалог как коммуникативная стратегия коррекционно-терапевтической практики педагога-психолога // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 176-186.· Голев Н. Д., Шпильная Н. Н. Обыденная медиакоммуникация как социоречевая сфера: постановка проблемы и границы проявления // Медиалингвистика. 2021. Т. 8 № 1. С. 23-34. DOI: 10.21638/spbu22.2021.102· Клюева Н. В., Федотова А. И. Этические аспекты предоставления информации о себе психологом-консультантом в социальных сетях // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 261-267.· Курьянова И. В., Гусакова Ю. А. Интернет-коммуникация как особая разновидность дистантного опосредованного дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 9 (838). С. 83-92.
- Алгоритмы онлайн-взаимодействия помогающих специалистов и их аудитории. Анализ стратегий взаимодействия с использованием основных каналов: социальные сети, мессенджеры, сервисы для подбора специалистов и виртуальные профессиональные сообщества. Описание достоинств и недостатков различных каналов коммуникации.
Литература по теме:· Астафьева-Румянцева И.Е., Щетинина Д.А. Каналы интернет-коммуникации вузов в условиях ограничения деятельности в социальных сетях // Социогуманитарные коммуникации. 2022. № 1 (1). С. 85-89.· Моисеева А.В. Сеть инстаграм как канал интернет-коммуникации // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2020. № 3 (18). С. 212-216.· Андриянова Т.В., Быканова Я.П. Медиасфера как пространство взаимодействия пользователей социальных сетей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12. № 2. С. 219-231. 7. Профессионально маркированная предметная сфера помогающими специалистами в цифровых медиа. Использование цифровых платформ онлайн-рекрутинга как коммуникативного инструмента для помогающих специалистов. Литература по теме:
- Сахновская Е.Г., Шубина О.С. Психология эффективных речевых коммуникаций: теория и практика // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-7. С. 100-103
- Щербаков С.В. Теория координированного управления смыслами и современная психология межличностной коммуникации // Вестник науки и образования. 2020. № 10-1 (88). С. 92-94
- DeVito J.A. The interpersonal communication book // New York: Pearson Education, 2015. P. 435
- Nahavandi S. Industry 5.0 — a human-centric solution // Sustainability, 2019. Vol.13. Is. 11 (16). P. 4371
- Poláková M., Suleimanová J. H., Polednová J. Soft skills and their importance in the labour market under the conditions of Industry 5.0 // Heliyon. 2023. Р. e18670 https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e18670
- Модель мониторинга качества психологических и образовательных онлайн-услуг на основе автоматизированного анализа отзывов пользователей. Анализ качества процесса взаимодействия со специалистом. Анализ качества результатов деятельности специалиста. Анализ качества организации процесса профессионального взаимодействия. Анализ значимых для клиентов профессиональных навыков (Приложение 3).Литература по теме:
- Абросимова Ю. А. Особенности дистанционной коммуникации в психологическом онлайн консультировании // Социальные и духовные основания существования человека в современном обществе. Сборник научных трудов. Саратов. С. 40-46.
- Бебчук М. А., Хайретдинов О. З., Щедринская О. М., Сааков Р. Г. Актуальные вопросы повышения качества онлайн-услуг в сфере детского психического здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2022. № 66(4). С. 289–295.
- Бостанджян К. Р. Риски и проблемы дистанционного (онлайн) образования в высшей школе // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2021. № 1 (35). С. 12-16.
- Григорьев А. В. Социальные риски цифровизации школьного образования // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы IV Международной научной конференции. В двух частях. Красноярск. С. 414-419.
- Каллаур Д. Ю., Сизанов А. Н. Интернет-консультирование. Достоинства и недостатки дистанционной психологической помощи // Цифровая трансформация образования. Электронный сборник тезисов докладов 1-й научно-практической конференции. 2018. С. 399-402.
- Almomani L. M., Halalsheh N., Al-Quraan R. Self-directed learning skills and motivation during distance learning in the COVID-19 pandemic. Case study: The university of Jordan. 2023. 9. Is. 9. P. e20018
- Chan G. H. A comparative analysis of online, offline, and integrated counseling among hidden youth in Hong Kong // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 114. P. 105042
- Dong X., Yuan H., Zhang X. Factors influencing college students' self-regulated learning in online learning environment: A systematic review // Nurse Education Today. 2023. Vol. 133. Р. 106071
- Gao L., Liu J. Analysis of topics and characteristics of user reviews on different online psychological counseling methods // International Journal of Medical Informatics. 2021. Vol. 147. P. 104367
- Liu J., Gao L. Analysis of topics and characteristics of user reviews on different online psychological counseling methods // International Journal of Medical Informatics. Vol. 147. Р. 104367
- Социокультурные риски неквалифицированной помощи, манипулятивное воздействие, нарушение этики профессионального взаимодействия помогающими специалистами в цифровых медиа. Кейсы с описанием приемов речевого воздействия в самопрезентации педагогов и психологов в виртуальной среде представлены в Приложении 4, 5.Литература по теме:
- Александрова И. Ю. Социальная суггестия как способ социально-психологического воздействия в процессе рекламной коммуникации // Вестник университета. 2015. № 13. С. 315-321.
- Клюева Н. В., Головчанова Н. С. Этика и профессиональное общение психолога-консультанта: метод. Указания. Ярославль: Издательство ЯрГУ, 2012. 52 с.
- Уджуху Д. М., Осипов Г. А. Тактики реализации принципов суггестии в рекламной коммуникации. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, № 2 (217), 2018. с. 132–
- Полуйкова С. Ю. Суггестивные характеристики современного просветительского дискурса. Вестник Омского университета, № 1 (67), 2013. с. 89–
- Субботина Н. Д. Применение суггестии в современных методиках обучения. Ученые записки Забайкальского государственного университета, т. 12, № 3, 2017. с. 111–
- Петренко В. Ф. Искусство суггестивного воздействия, или некоторые мысли впрок. Журнал практикующего психолога, № 6, 2009. с. 73–
- Модель экспертной оценки психологических рекомендаций чат-ботов использующих ChatGPT. Сравнительный анализ характеристик популярных психологических чат-ботов. Оценка этических рисков, которые могут ассоциироваться психологическими рекомендациями чат-ботов, использующих ChatGPT. Анализ речевых интенций в структуре рекомендаций чат-ботов, оказывающих манипулятивное воздействие на сознание пользователей. Основные этические риски, выделенные в содержании рекомендаций чат-ботов представлены в приложении 6.Литература по теме:
- Егоров Д. А., Арбузова А. А. Чат-бот: классификации, сферы применения, направления развития // Молодые ученые - развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). 2022. № 1. С. 957-959.
- Углова А. Б., Королева Н. Н., Новикова П. В. Восприятие студенческой молодежью психологических рекомендаций,сгенерированных нейронными сетями (на примере ChatGPT) // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 492-505.
- Díaz-Rodríguez N., Ser J. D., Coeckelbergh M., Prado M. L., Herrera-Viedma E., Herrera F. (2023) Connecting the dots in trustworthy Artificial Intelligence: From AI principles, ethics, and key requirements to responsible AI systems and regulation. Information Fusion. Vol. 99. P. 101896
- Kumar P., Chauhan S., Awasthi L. K. (2023) Artificial Intelligence in Healthcare: Review, Ethics, Trust Challenges & Future Research Directions. Engineering Applications of Artificial Intelligence. Vol. 120. P. 105894.
- Li Y. (2021) Design of Psychological Consultation System Based on Weighted Fuzzy Hybrid Algorithm. Security and Communication Networks. Vol. 1. P. 1-10.
- Mathew A. (2023) Is Artificial Intelligence a World Changer? A Case Study of OpenAI’s Chat GPT. Recent Progress in Science and Technology. Vol. 5. P.35-42.
Рекомендации по развитию виртуальной профессиональной коммуникации для помогающих специалистов
В эпоху цифровизации здравоохранения и образования помогающие специалисты нуждаются в четко регламентированных правилах коммуникации в медиасреде для соблюдения этических норм и правил взаимодействия, сохранения конфиденциальности данных и автономности клиентов.
В отсутствии четких рекомендаций по поводу профессиональной деятельности в цифровой среде, закрепленных в этических кодексах помогающих специалистов, необходимо выделить четыре основных направления развития конструктивной виртуальной коммуникации:
- Расширение осведомленности помогающих специалистов о возможностях использования цифровых медиа в профессиональной деятельности;
- Освоение правил и норм цифровой деловой коммуникации;
- Изучение этических проблем, связанных с непрофессиональным использованием цифровых медиа в работе помогающих специалистов;
- Регулирование пространственно-временной организации использования цифровых технологий в профессиональной и личной коммуникации.
Анализ возможностей и рисков цифровой самопрезентации позволяет выделить два основных направления для формирования самопрезентации: формирование успешного и современного цифрового образа, а также учет репутационных рисков при публикации информации. С одной стороны, важно учитывать в самопрезентации все возможности цифровой среды, способствующей публикационной активности, возможности визуальной, текстовой и интерактивной кроссплатформенной самопрезентации. С другой стороны, необходимо разграничивать уместную профессиональную и этически неприемлемую информацию, которую специалист может предоставлять о себе.
Опишем основные правила построения корректной и конструктивной самопрезентации в цифровых медиа для помогающего специалиста с точки зрения уместности и неуместности использования той или иной информации. Данная модель построена на основе экспериментальных исследований авторского коллектива, а также с опорой на работы Н. В. Клюевой, А. И. Павловой, А. Б. Армашовой, В. А. Виноградова, А. А. Ларичева.
Базовая информация в профиле помогающего специалиста:
- ФИО, контактная информация для связи (время, место приема), формат работы (онлайн/оффлайн);
- Информация об образовании: дипломы о высшем профессиональном образовании, информация о повышении квалификации;
- Информация об опыте работы в профильных организациях, стаже работы по выбранным направлениям, членства в профессиональных сообществах;
- Информация о направлениях работы: основные методы работы, формы роботы (индивидуальная, групповая, семейная и т. д.);
- Информация об основной проблематике: целевая аудитория, ограничения в работе, основные вопросы, с которыми работает специалист;
- Визуальная презентация в деловом стиле;
- Информация о профессиональных мероприятиях, проводимых специалистом: тренинги, курсы, проекты.
Допустимая информация в профиле помогающего специалиста:
- Рекомендуемая специалистом литература, кино, научные мероприятия;
- Ссылки на другие профессиональные аккаунты;
- Информация о научной деятельности, ссылки на научные работы специалиста;
- Просветительская информация;
- Личная история выбора профессионального пути;
- Обезличенные профессиональные кейсы для демонстрации особенностей практики.
Этически неоднозначная информация в профиле помогающего специалиста:
- Подробная информация о семейном статусе и личной жизни помогающего специалиста;
- Личный опыт психических расстройств (БАР, клиническая депрессия, тревожное расстройство и т. д.), переживания кризисных ситуаций (аутоагрессия, суицидальные попытки и т. д.), опыт нерешенных психологических проблем
- Определенные религиозные, политические и радикальные взгляды;
- Информация не связанная с работой помогающего специалиста и рекламирующая другие виды деятельности;
- Предложение бартерных отношений с клиентами.
Этически недопустимая информация в профиле помогающего специалиста:
- Отзывы клиентов о качестве услуг помогающего специалиста;
- Кейсы с реальными клиентами, нарушающие этические нормы конфиденциальности;
- Информация об использовании эзотерических, оккультных практик;
- Использование рекламных технологий: рекламные акции о снижении цены на консультации, скидках, создании дефицита мест и т. д.
- Критические отзывы о других направлениях работы, специалистах, видах деятельности;
- Использование сленговой лексики и идиоматических выражений для усиления эффекта от самопрезентации.
- Использование информации от других специалистов, без ссылок на авторов.
- Видео- и фото-контент с использованием личных данных клиентов;
Приемлемое использование цифровых технологий:
- Использование возможностей кроссплатформенной самопрезентации
- Использование различных инструментов для профессиональной деятельности: видео приветствия, видеоконференции, мессенджеры, цифровые публикации, цифровые тренинги, интернет-курсы, подкасты, онлайн-тесты, чат-боты и т. д.
- Видео с рекомендациями научной литературы, разбором тем и популярных вопросов.
Неприемлемое использование цифровых технологий:
- Использование видео-отзывов клиентов
- Использование демо-консультаций
- Использование форумов и комментариев для привлечения клиентов
- Использование сервисов и ботов по созданию искусственных отзывов и подписчиков для создания популярного образа
- Использование личных каналов и самораскрытия для продвижения профессиональных услуг помогающего специалиста
Цифровая среда накладывает ряд ограничений и на публикационную активность помогающего специалиста. Эксперты выделяют ряд рисков, которые необходимо учитывать при построении профессиональной деятельности:
- Информация, выкладываемая специалистом в сети может стать доступной широкой публике разных возрастных групп, с различными психическими и психологическими проблемами, в разном функциональном состоянии, людям не обладающим профессиональными знаниями и должной подготовкой;
- Коммуникация в цифровой среде ограничивает возможность использования невербальных средств коммуникации, а также является по большей части асинхронной, что существенно влияет на понимание между специалистом и клиентом;
- В цифровой среде предоставлены более широкие возможности для использования и интерпретации авторского контента в свободной форме, что может приводить к нарушениям правил критики, обострениям конфликтных ситуаций, а также повышению психологического риска для всех участников коммуникации.
- Предоставляя информацию в качестве экспертного мнения, помогающий специалист рискует подтолкнуть клиента к определенному решению. В стрессовой ситуации информация может восприниматься некритично, что может привести к принятию необдуманных решений без учета мнений сторонних специалистов.
На основе выделенных рисков можно описать рекомендации по формированию профессионального информационного и просветительского контента:
- Просветительский и информационный профессиональный контент должен быть индивидуализированным и адресным. В цифровых рекомендациях и кейсах должна содержаться информация на кого рассчитан данный контент: социально-демографические ограничения (пол, возраст, профессиональная группа, психический статус), уровень знаний, необходимый для прочтения, специфика проблематики, этапа обучения и терапии.
- Контент должен подкрепляться ссылками на научную литературу или указания на концепции и идеи, лежащие в основе рекомендаций, для понимания базовых предпосылок формирования мнения автора.
- В тексте должна присутствовать лексика указывающая на нормативность переживаемых эмоций, а также эмоционально-поддерживающая лексика, создающая терапевтический эффект.
- В цифровом контенте должны присутствовать указания на необходимость учета второго мнения, необходимость обращения к специалистам и рекомендательный характер популярной литературы.
- В просветительском психологическом контенте недопустимо использование прямых советов, использование оценочных высказываний, запугиваний, использование угрожающих негативных образов, так как данные суггестивные формы коммуникации могут подтолкнуть читателя и навязать определенную точку зрения.
- Недопустимо использование многочисленных повторов одних и тех же грамматических конструкций, так как данные повторы реализуют суггестивное послание, закрепляя внимание на конкретной позиции автора.
- Недопустимо предоставление частичной информации и замалчивание важной фактической информации, искажающей восприятие читателя.
- Нежелательно использование сложной специализированной лексики без объяснения терминологии, так как в повседневном дискусе специализированные термины могут пониматься читателем некорректно.
- Нежелательно использование сленговой, упрощенной лексики, неуместных выражений, которые искажают восприятие информации и могут смещать внимание с основной темы сообщения.
- Нежелательно предоставление обобщенной информации, которая также отвлекает внимание от основной темы и осложняет анализ текста для читателя.
Приложение 1. Модель исследования конструктивных и деструктивных коммуникативных практик помогающих специалистов в цифровой среде
Приложение 2. Семантико-прагматическая организация коммуникативных практик помогающих специалистов
Кейс 1: «Автоматизированный анализ коммуникативных стратегий Тelegram -каналов в области психологии»
Семантико-прагматическая организация психологических Telegram-каналов с высоким рейтингом |
|
Коммуникативная стратегия: Психологическое просвещение в сфере отношений |
Коммуникативная стратегия: Психологическое сопровождение выбора образовательного маршрута |
Коммуникативные практики |
|
Психологической предпосылкой воздействия является потребность человека в здоровых отношениях, дефицит которых, часто неосознанно, снижает качество обычной жизни. |
Психологической предпосылкой воздействия для этой стратегии является конфликт между потребностью в саморазвитии и потребностью в эмоциональной безопасности. |
Обращение к сферам интимно-личностных, межличностных, семейных и экзистенциальных отношений |
Обращение к сфере детско-родительских отношений и ориентация на молодых людей |
Семантико-прагматическая организация психологических Telegram-каналов с низким рейтингом |
|
Коммуникативная стратегия: Выбор популярной и эффективной механики продвижения |
|
Коммуникативные практики |
|
«Побуждение к личностному росту». Данная тактика связана с предложением различных инфопродуктов на тематику саморазвития, а также с постоянным отслеживанием уровня вовлечённости аудитории через организацию конкурсов, марафонов, челленджей, тренингов и других видов сетевой активности. Пример: «Почему одни эксперты зарабатывают, а другие дерутся с голубями за хлеб? Всё просто. Есть те, кто готов терпеть и давить свои личные границы, есть те, кто хочет расти, несмотря на обстоятельства. Подписывайся и узнаешь»
|
«Знакомство с технологиями исполнения желаний». Данная тактика стимулирует психологический настрой на работу со индивидуальным бессознательным и реализует приемы, используемые как в научной, так и в псевдонаучной психологии (аффирмации), духовно-религиозных или оздоровительных практиках (медитации), в психотерапевтической практике специалистов, работающих с метафорой (притчи). Пример: «Правила, чтобы не потерять себя в отношениях и обрести желаемое 1. Помните у вас есть Вы, повторяйте -у Вас есть свои желания, ценности, мнения. 2. Забудьте об идеальности, Будьте собой. Ведь если мужчина не принимает и не любит вас такой какая вы есть - со всеми вашими недостатками в том числе - то он не любит вас по-настоящему. Вселенная говорит Вам: А зачем вам такой мужчина?» |
«Предложение техник тайм-менеджмента». Ориентирована на людей, стремящихся повысить свою эффективность, а также тех кто склонен к прокрастинации. Пример: «Еще один простой способ сбросить нервное напряжение и избежать стресса»
|
«Информирование о психических расстройствах». Данная тактика, ориентирована на людей остро переживающих проблемные ситуации, испытывающих сложности с поддержанием здорового психического состояния, склонных в некоторых случаях к бегству от других проблем и нежелания брать на себя ответственность. Пример: «Из каких отношений нужно уходить. В вопросах психической целостности и здоровья человека есть «точка невозврата». Достигнув ее однажды, практически невозможно будет вновь выстроить счастливые отношения и открыть свое сердце». |
Кейс 2 «Коммуникативные практики в образовательных цифровых СМИ» (на примере Тelegram-каналов)»
Семантико-прагматическая организация образовательных Telegram-каналов с высоким рейтингом |
||||
Коммуникативные стратегии |
||||
Организация тайм-менеджмента учебной деятельности |
Информирование о построении образовательного маршрута и начале карьеры |
Предложения по теме образования |
||
Коммуникативные практики |
||||
Побуждение к саморазвитию, что выражается в прямом или косвенном обращении к аудитории, содержащем активизацию их познавательных интересов, установок и ценностей («самообразование на всю жизнь»). |
Создание идентификационной привлекательности, что осуществляется посредством описания социально желательных качеств, которыми обладает предполагаемая целевая аудитория канала («для тех, кто любит учиться»). |
|||
Семантико-прагматическая организация образовательных Telegram-каналов с низким рейтингом |
||||
Коммуникативные стратегии |
||||
Предоставление справочной информации Пример: «В предлагаемом пособии представлено около 3000 тренировочных устных упражнений», «Итоговые (годовые) контрольные работы по математике с 1 по 11 класс несколько вариантов с ответами», «Все правила русской орфографии и пунктуации с приложением универсального словаря и краткого курса грамматики». |
Предложение коммерческих образовательных проектов Пример: «А чтобы изучать и запоминать любую информацию легко и быстро, регистрируйтесь на курс развития памяти и внимания. Сегодня и завтра по промокоду ЭКЗАМЕН — скидка 30%.» Пример: «Впереди выходные. Если вы ещё не придумали, как занять себя в праздники, то мы это сделали за вас. А до окончания распродажи остался один день. Переходите по ссылкам, чтобы посмотреть вебинары и выбрать курсы с максимальными скидками.» |
|||
Предложение образовательно-развлекательного контента. Пример: «Обман вашего зрения. Простая оптическая иллюзия из подручных материалов. Наш мозг умнее многих компьютеров, но в то же время его так легко обмануть. Давай посмотрим, как это сделать». |
|
|||
Коммуникативные практики |
||||
Удовлетворение познавательных потребностей, активизация любопытства участников без описания конкретной предметной области. |
Информирование о содержании канала, указание на официальный статус канала, информирование о видах контента канала, описание целевой аудитории, образно-метафорическое описание содержания канала, верификация принадлежности к целевой аудитории, прямое воздействие на адресата, самопрезентация автора канала, акцентирование превосходства, акцентирование уникальности, идентификационная привлекательность, открытая реклама услуг |
|||
Кейс 3: «Коммуникативные практики просветительских правовых онлайн-проектов (на примере Тelegram-каналов)»
Семантико-прагматическая организация правовых Telegram-каналов с высоким рейтингом |
||
Коммуникативные стратегии |
||
Стратегия использования гиперчувствительности эмоционального опыта для привлечения внимания пользователей
Пример: Ребенку исполнилось 18 лет, есть долг по алиментам. Кто вправе получить эти деньги с должника ? …. Я была несказанно счастлива, когда об этом прямо указал Верховный Суд РФ». |
Презентация экономической и социально-политической информации.
Пример: «Изменение социальных выплат в 2023 году, как это отразится на Вас?». «Депутаты приблизили принятие закона о допуске должников с доходами к банкротству в МФЦ». |
|
Коммуникативные практики |
||
Фильтрация аудитории и создание эффекта элитарности, за счет внедрения специальной профессиональной терминологии
Пример: ФРС повысила ст. на 25 бп до уровня 5-5.25%. И, судя по всему, на этом цикл ужесточения ДКП подошел к концу, почти все 12 месяцев VIX находился в диапазоне 8 - 12 пунктов, SP500 порой по несколько недель стоял без колебаний». |
Постепенное наращивание объема контента, для поддержания интереса.
Практика «бесконечных уведомлений», которая удовлетворяет потребность пользователя во внимании;
Контент оформлен короткими сообщениям, которые соответствуют ускоренной коммуникации интернет-пространства; |
|
Семантико-прагматическая организация правовых Telegram-каналов с низким рейтингом |
||
Коммуникативные стратегии |
||
Ориентация на широкую публику и освещение социальных тем.
Пример: «ЭТО НАДО ЗНАТЬ ВСЕМ! Обязательная двухфакторная авторизация появится на «Госуслугах» |
Презентация юридических услуг гражданского права.
Пример: «Приходилось ли вам сталкиваться с нарушением ваших авторских прав? Обращайтесь за помощью!». |
|
Коммуникативные практики |
||
Используются манипулятивные практики давления авторитета,
Пример: «Интересно, что думают пользователи? Они нуждаются в юридической защите? Мы точно знаем ответ!». |
«Подогрев» энтузиазма для повышения вовлеченности. Пример: «Отдавая деньги в банк, мы рассчитываем, что они в сохранности и безопасности. Но, увы и ах, это не всегда так. А как? Читай на нашем канале…». |
|
Перегрузка коммерческой информацией Пример: «Результаты розыгрыша бесплатной консультации от лучших юристов!». |
|
|
Приложение 3 Модель мониторинга психологических и образовательных онлайн-услуг на основе автоматизированного анализа отзывов пользователей
Приложение 4 Основные приемы речевого воздействия в коммуникативном цифровом взаимодействии педагогов-репетиторов
Коммуникативные тактики |
Приемы речевого воздействия |
Примеры |
Демонстрация профессионального Я и профессиональных достижений 22,4 % |
Демонстрация статуса: |
«Кандидат филологических наук; преподаватель исторического факультета СПБГУ»; «автор нескольких десятков научных статей и книг». |
Демонстрация опыта |
«Занимаюсь репетиторством более пяти лет»; «Я эксперт по химии и биологии с более чем 10-летним опытом работы в качестве частного репетитора». |
|
Самовосхваление, демонстрация дополнительного статуса, не относящегося к предмету деловой коммуникации |
«Стипендиат нефтяной компании «ХХХХХХ». |
|
Демонстрация всемогущества |
«Ищете опытного репетитора, который поможет вашему ребенку добиться выдающихся результатов в химии, математике и физике?». |
|
Активация у читателя сильной эмоциональной реакции, снижающей критичность к потребляемой информации 20,8 % |
Встраивание негативной установки |
«В 2023 году ЕГЭ по истории в России не сдал каждый десятый ученик, а ЕГЭ по обществознанию - каждый пятый. Эта печальная картина показывает, что ЕГЭ - сложный экзамен, требующий серьезной подготовки». |
Встраивание позитивной установки |
«Возможна экспресс-подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Повышение успеваемости 90%». |
|
Якорение образов негативных последствий |
«Вы понимаете, что если не обратиться сейчас, то дальше учиться будет все сложнее?». |
|
Тактика эмоционального присоединения |
«Легко нахожу контакт со всеми учениками, вместе мы получим результаты на 80+ баллов всего за год подготовки». |
|
Тактика поощрения |
«Я всегда прислушиваюсь к тому, что хочет проходить сам ученик, он сам составляет свой план и выстраивает цели». |
|
Демонстрация личной включенности |
«С удовольствием занимаюсь с детьми и взрослыми»; «Эксперт из МГУ будет рад помочь с подготовкой». |
|
Обращение к мифологическому мышлению, потенциальных учеников 29 % |
Ориентация на чудо |
«успешный опыт подготовки к ЕГЭ с абсолютного нуля в усиленном темпе менее чем за 2 месяца!». |
Повествование «реальной» истории |
«Даже самый продвинутый школьник никогда не слышал от меня "это слишком сложно, я сам не знаю". Сложный вопрос — это вызов, который принимаю я - профессиональный репетитор». |
|
Программирующие вопросы |
«У вас болит голова от того, что впереди ЕГЭ по английскому?» «Почему я? Все просто!». |
|
Подталкивание к принятию решения |
«Освободите свое ценное время для важных дел и для себя, доверив вопрос качественного образования ответственному педагогу». |
|
Формирование у читателя ощущения уникальности возможности и необходимости быстро принимать решение 5,9 % |
Придание сообщению уникальности |
«Готовлю по собственной методике, отработанной с годами на более чем 160 учениках (индивидуальных)»; «Мой урок — это не просто занятие, а индивидуальный путь к успеху». |
Создание ситуации дефицита |
«Важно! Осталось мало мест! Занятия провожу по предоплате. Стоимость зависит от выбранного абонемента». |
|
Использование техник, связанных со смещением внимания читателя 21,9 % |
Персональный рефрейминг |
«Вы можете даже совсем ничего не знать — это не страшно, всё равно приходите». |
Управляемые ассоциации, позволяющие изменить фокус восприятия |
«И у меня, как у врача, для каждого из вас есть готовый рецепт именно для вашего случая по вашему запросу, который приведёт вас к результату». |
|
Создание семантической расплывчатости |
«Для перехода на новый уровень английского в среднем нужно 35-55 часов занятий со мной; лучшие результаты моих учеников по обществознанию и истории (ЕГЭ -2023): 100, 98, 96, 96, 96, 92, 92, 88, 88, 86, 86, 83, 83». |
Приложение 5 Основные приемы речевого воздействия в коммуникативном цифровом взаимодействии психологов
Коммуникативные тактики |
Приемы речевого воздействия |
Примеры |
Манипуляцияпредставлениями о специалисте |
Манипулятивное обучение - апелляция к профессиональному опыту |
«Я эксперт в области взаимоотношений...» |
Демонстрация родительской фигуры, заботы |
«Я помогу тебе справиться с проблемами, принесу то, что ты хочешь», «Я поведу вас за руку к желаемому результату...» |
|
Манипуляция мнением клиента |
Мотивация для консолидации заключается в привлечении широкого круга людей (клиентов), которые уже получили поддержку |
«Уже более 6 лет я успешно помогаю людям по всему миру налаживать отношения..» |
Риторические вопросы (на которые нельзя ответить отрицательно) |
«Хотите ли вы снова дышать полной грудью и наслаждаться жизнью?» |
|
Провоцирующие неуверенность в себе, вселяющие неуверенность в себе |
«Страдаете от одиночества и/или низкая самооценка? Вы хотите большего, но не знаете, как этого достичь? Все навалилось сразу, но сил нет?» |
|
Создающие "интригу", "Драматизацию", Побуждающие продолжить чтение |
«Проблемы навалились, тревога мучает вас, и вы не можете справиться самостоятельно? Вы поняли, что пришло время обратиться к психологу?» |
|
Императивные намерения, направленные в сторону клиента |
Побуждение к действию |
«Напиши, позвони, зарегистрируйся, свяжись как можно скорее!» |
Манипуляция образом проблемы |
Создание чрезмерно оптимистичного прогноза |
«Я устраню тревогу, страх, депрессию, психосоматику, зависимость, горе и потерю за 2-5 сеансов» |
Уменьшение "эффекта реактивности" (уменьшение ощущения, что сообщение делается с целью повлиять на потенциального клиента) |
«Я гарантирую индивидуальный подход и поддержку. Я буду поддерживать, помогать и вдохновлять тебя на пути к тому, чего ты хочешь!» |
|
Генерализация представлений о проблеме |
Использование чрезмерных сообщений |
«Я успешно помогаю людям по всему миру» |
Приложение 6 Этические риски, выделенные в содержании рекомендаций чат-ботов
Этические риски |
Неспециализированный чат-бот (%) |
Специализированный чат-бот (%) |
Семантические риски |
||
Отсутствие эмоциональной, поддерживающей лексики |
16,7 |
22,2 |
Использование сложной специализированной лексики |
0 |
50,0 |
Использование сленговой, упрощенной лексики |
22,2 |
16,7 |
Семантические неточности - использование неспецифических, неуместных выражений |
33,3 |
0,0 |
Синтаксические риски |
||
Недостаток информации |
38,9 |
38,9 |
Номинализация – предоставление общей информации |
27,8 |
11,1 |
Отсутствие указания на конкретные категории клиентов (не учитывается индивидуальная специфика) |
22,2 |
16,7 |
Предоставление всей информации, без учета состояния клиента, этапов проживания проблемы |
5,6 |
5,6 |
Отсутствие указания на концепции и идеи, лежащие в основе рекомендаций |
38,9 |
5,6 |
Многочисленные повторы одних и тех же грамматических конструкций, реализующих суггестивное послание |
22,2 |
0 |
Прагматические риски |
||
Риск нарушения конфиденциальности |
16,7 |
16,7 |
Риск работы с несовершеннолетними |
0,0 |
16,7 |
Смещает внимание с проблемы |
16,7 |
0,0 |
Подталкивание, навязывание точки зрения |
44,4 |
33,3 |
Использование оценочных высказываний |
38,9 |
16,7 |
Запугивание, использование угрожающих негативных образов |
0 |
5,6 |
Отсутствие ссылок на необходимость учета второго мнения (необходимости обращения к специалистам) |
0,0 |
11,1 |