Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Власти уточнили планы по цифровой трансформации социальной сферы

Пра­витель­ство РФ ут­вер­ди­ло но­вую ре­дак­цию Кон­цеп­ции циф­ро­вой тран­сфор­ма­ции со­циаль­ной сфе­ры до 2025 г. До­кумент пре­дус­мат­ри­вает за­пуск к кон­цу 2023 г. циф­ро­вой плат­фор­мы для по­луче­ния со­циаль­ных ус­луг. 

Концепция цифровой трансформации социальной сферы на пятилетнюю перспективу утверждена Кабмином в феврале 2021 г. В ней обозначено намерение властей создать единую цифровую платформу, которая объединит все меры социальной поддержки и позволит получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов.

Новая версия документа подписана главой правительства 8 мая 2023 г. Из прилагаемого к ней плана исключены мероприятия по созданию единой цифровой платформы на 2021-2023 гг., а также отдельные структурные изменения, которые должны были произойти ранее. Новый документ предусматривает, что в IV квартале 2023 г. правительство утвердит положение о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (единая цифровая платформа).

Мероприятия по созданию единой цифровой платформы разделены на три очереди. В документе предусмотрено, что уже во II квартале в пилотном режиме сервис заработает "в ограниченном числе регионов", однако не полностью, а только "в объеме автоматизированных процессов 1-й очереди". На этом же уровне до конца года к платформе должны присоединиться остальные регионы. Аналогичным образом реализуют вторую и третью очереди проекта в 2024-2025 гг.

В чем именно заключаются первая, вторая и третьи очереди проекта, в документе не указано. Источник в Минтруде пояснил, что конкретные параметры того, "что именно и в каком объеме будет внедрено", могут появиться в дополнительном документе, который согласовывается с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. В Минцифры на запрос ComNews не ответили.

Кроме того, в новой версии документа указано, что "информационная система хранения, обработки и анализа данных теперь дополнена "подсистемой консолидации и нормализации данных, предназначенной для обеспечения формирования единого пространства непротиворечивых данных". Речь идет об одном из стандартных процессов организации работы с данными и касается задач ИТ-специалистов, пояснил ComNews эксперт по цифровой трансформации Сергей Лукашкин. "Правильное хранение необходимо для корректной работы и установления отношения между данными, обеспечения их надежной защиты. Данные должны быть нормализованы, тогда база становится гибкой, в ней устраняется избыточность, дублирование и несогласованность зависимостей. В итоге нормализация обеспечивает уменьшение дискового пространства для хранения данных, увеличение скорости извлечения данных, а также их готовность к дальнейшему анализу или выводу в другие системы", - уточнил эксперт.

Он обратил внимание, что проекты интеграции данных являются одними из самых сложных и длительных, особенно если данные собираются из разных ведомств. "Сложность управления рисками и сроками в этих проектах высокая, а значит, возможно их замедление и изменение показателей по объективным причинам", - отметил Сергей Лукашкин. В целом, по его словам, концепция описывает трансформацию инфраструктуры и снижение бюрократии в сфере цифровизации социальных услуг, что приведет к большей прозрачности системы. "Если все будет реализовано правильно, то получать, например, пенсии и социальные пособия станет значительно проще и быстрее, что уже становится мировым трендом", - добавил он.

Для повышения качества администрирования государство стремится к единой платформе типа "Госуслуг", через которую оно будет осуществлять все действия с гражданами - от налогового контроля до призыва на воинскую службу. "Полагаю, речь идет о движении в эту сторону", - прокомментировал документ член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков. На вопрос о том, как власти будут оценивать успешность цифровизации соцуслуг после того, как конкретные показатели эффективности такой работы были исключены из стратегии, представитель ТПП предположил, что эти показатели могут "всплыть" в другом документе - например, в отдельном акте правительства. "Совсем без показателей было бы странно, ведь как-то надо будет понять, успешно реализована концепция или нет", - резюмировал эксперт.


Источник: https://www.comnews.ru/content/226051/2023-05-12/2023-w19/vlasti-utochnili-plany-cifrovoy-transformacii-socialki
Дата: 08.05.2023

Последние новости:

25.11.2024

Определены победители «Битвы роботов-2024»

На подмосковной «Арене Мытищи» состоялись финальные поединки международного чемпионата «Битва Роботов», чемпионами среди взрослых команд стали Daddy Bots из Сан ...

25.11.2024

В Подмосковье провели более 280 тыс. цифровых проверок объектов культуры

В 2020 г. в Московской области запустили контроль за объектами культуры через приложение «Проверки Подмосковья». За это время проведено свыше 280 тыс. цифровых ...