Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Цифровизация Подмосковья: итоги 2022 и планы на 2023

Московская область входит в пятёрку лучших субъектов России по уровню цифровой зрелости. Кроме того, с 2020 года Подмосковье находится в топе регионов по качеству оказания электронных госуслуг и реализации целевой модели контроля и надзора (Минэкономразвития), индексу «IQ городов» (Минстрой).

В 2022 году продолжилась цифровая трансформация Московской области: мы переводили в электронный вид услуги и делали их удобнее для жителей, подключали к нашим задачам «умных» помощников, следили за уровнем информационной безопасности и создавали новые сервисы

В 2022 году в Подмосковье оцифровали 50 услуг и сервисов. Ещё 138 услуг упростили: доработали электронные формы заявлений, добавили «умные» системы и подсказки. Это помогает пользователю не ошибаться, когда он заполняет заявку на региональном портале госуслуг. Пример – «умный» сервис, который автоматически рассчитывает уровень дохода семьи. Такая функция добавлена в электронную форму заявления на выплату пособия на ребёнка.

В 2022 году появилось шесть комплексных услуг. Это значит, что на портале нужно подать только одно заявление и по нему воспользоваться сразу несколькими сервисами. Одна из таких услуг – комплекс для многодетных семей: по одному заявлению можно получить льготный статус многодетной семьи или внести изменения в ранее выданное удостоверение, оформить социальную карту для одного из родителей и для детей старше семи лет, получить компенсацию 50% на оплату услуг ЖКХ, оформить выплату на школьную форму и на бесплатное питание в школьных столовых.

Ещё 18 услуг теперь предоставляются проактивно. Например, если вы построили дом, сообщить в администрацию муниципалитета об окончании строительства можно онлайн на региональном портале госуслуг. Данные будут направлены в Росреестр, где объект поставят на кадастровый учет и зарегистрируют право собственности.

Число пользователей портала госуслуг Московской области достигло 8,8 миллиона, мобильного приложения – 1,9 миллиона.

В электронный вид переводятся социально значимые услуги. В апреле заработала первая онлайн-услуга, которую предоставляют МФЦ Подмосковья – «Выписка из домовой книги». В 2022 году за ней обратились более 900 тысяч раз.

В 2022 году в Подмосковье впервые в России к электронной государственной услуге подключили «Госключ». Подписать договор аренды земли без проведения торгов теперь можно онлайн в мобильном приложении.

На региональном портале для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей доступно более 170 услуг. За 2022 год 97% обращений от бизнеса было подано в «цифре». Самой популярной услугой у подмосковных предпринимателей является выдача разрешений на деятельность такси.

В апреле 2022 года в Московской области начали внедрять «цифру» в контрольно-надзорную деятельность. Теперь предприниматели и организации Подмосковья могут дистанционно получить консультацию проверяющих органов и подать заявку на профилактический визит. На региональном портале бизнесу доступны 34 вида надзора и 2385 документов, в числе которых уведомления, ходатайства, извещения, акты предписания, протоколы.

В 2022 году появилось нововведение для фермеров Подмосковья – онлайн-сервис по подбору земельных участков. Сельхозпроизводителю достаточно авторизоваться на региональном портале, перейти на интерактивную карту, выбрать участок и подать заявку.

Инвесторы региона могут оформить заявление на получение земли для строительства предприятий онлайн без торгов.

С 2022 года бизнес может онлайн получить документ о государственной регистрации аттракциона (карусель, аэротруба, колесо обозрения и т.д.), оформить электронное свидетельство об осуществлении регулярных перевозок пассажиров и карту маршрута, предложить место для размещения ларька или фургона с фастфудом или мороженым.

С 2018 года в Подмосковье действует проект «Цифровые МФЦ». Это так называемые смарт-центры, где установлено современное оборудование, а электронные госуслуги можно получить практически в один клик. Они открыты на базе существующих МФЦ; в некоторых округах занимают отдельные помещения. При необходимости специалисты центра консультируют посетителей по онлайн-услугам, помогают авторизоваться с помощью ЕСИА, оформить заявление и получить госуслуги через федеральный или региональный порталы.

Сейчас в регионе есть более 790 рабочих мест с доступом к региональному и федеральному порталам госуслуг:
- 25 отдельных помещений цифровых МФЦ;
- 10 цифровых МФЦ в библиотеках;
- цифровые зоны в 125 МФЦ и 159 территориальных отделах.


В 2022 году в смарт-центрах МФЦ жители региона получили свыше миллиона услуг.

Поддержка IT-компаний

В Московской области около 12 тысяч организаций и ИП в сфере IT. В них работают порядка 27 тысяч сотрудников. Для IT-компаний Подмосковья с июля 2022 года действует региональная мера грантовой поддержки. Она распространяется на IT-организации, которые занимаются разработкой ПО или производят компьютерную технику на территории Подмосковья. Компании могут потратить средства на приобретение нового оборудования или на зарплату сотрудников. Сумма грантов составляет от 96 до 240 тысяч рублей в год на одного нового сотрудника в зависимости от его квалификации и уровня зарплаты. В 2022 году подписано четыре соглашения с IT-компаниями. Сумма выданных грантов составила порядка 330 миллионов рублей.

Искусственный интеллект

По итогам 2022 года в регионе успешно работают десять «умных» решений на базе ИИ. Они помогают записаться к врачу и оформить вывоз строительных отходов, проводят предрейсовый контроль автобусов, контролируют лесные пожары и состояние воздуха, следят за наличием наледи на крышах.

Медицина

Когда житель региона звонит по номеру горячей линии 122, с ним «общается» робот Светлана. Светлана заменяет тысячу операторов в выходные дни и ночью, а по будням принимает почти половину всех звонков: записывает к врачу и на вакцинацию, оформляет вызовы на дом, консультирует по госуслугам. Робот обслуживает одновременно 345 линий.

Свой голосовой помощник Галина появился и в МФЦ Подмосковья. Благодаря ему нагрузка на колл-центры снизилась на 30%.

Разработан цифровой помощник Денис, чат-бот в Telegram, с помощью которого жители могут записаться на приём в поликлинику, вызвать врача на дом, узнать про вакцинацию. Все записи через чат-бот отображаются в личном кабинете на портале госуслуг Московской области. Услугами Дениса в 2022 году воспользовались около 60 тысяч раз.

В 2022 прошли пилотные проекты в сфере здравоохранения:
- Аудиоаналитика речи врача с помощью регистраторов. Её ввели из-за жалоб жителей на отношение медиков. Число сообщений о некорректном общении с пациентами сократилось на 30%.
- Голосовой ввод для заполнения медкарты с помощью специальных приспособлений. Жители сообщали, что врач не всегда успевает провести полный осмотр пациента, поскольку тратит время на заполнение документов. Благодаря использованию аудиоустройств ввод данных стал на 35% быстрее.
- ИИ-мониторинг очередей у регистратуры с помощью «умных» камер. В результате в семь раз снизилось время ожидания в очереди (до двух минут).

Экология

В сфере экологии ИИ используют для борьбы с несанкционированными свалками строительных отходов. Нейросеть выявляет нарушителя и формирует проект постановления (за подписью инспектора). Для этого действуют около 1,5 тысячи камер. Также технологии ИИ помогают найти подходящие места для экологических постов: система учитывает наличие предприятий, которые загрязняют окружающую среду, метеорологические особенности, географию местности, удалённость от жилых домов. В 2022 году определили места для 35 таких постов. Кроме того, в Подмосковье используют более 100 видеокамер с ИИ для обнаружения очагов возгорания в лесах.

Транспорт

ИИ выявляет автомобили такси, которые не соответствуют региональным стандартам: например, машина не белого цвета, на кузове нет желтой светоотражающей полосы, отсутствуют шашечки. В сутки проверяется 43% такси, за 2022 год выявлено более 5 тысяч нарушений.

В 2022 году около 40 тысяч проверок рейсовых автобусов провели с помощью ИИ. Это происходит так: представитель транспортной компании делает фотографии автобуса и загружает их в приложение. Далее их обрабатывает нейросеть: анализирует повреждения кузова, бампера и стекла, наличие ржавчины. После этого перевозчик должен устранить все замечания. Благодаря нейросети проверка состояния рейсовых автобусов теперь занимает на 32% меньше времени.

В Подмосковье устанавливают камеры с ИИ на пешеходных переходах через железнодорожные пути и на станциях. За год число нарушений сократилось вдвое, а в местах установки камер не случилось ни одного происшествия со смертельным исходом.

ЦУР и «Добродел»

ЦУР – это центр управления регионом, межведомственная рабочая группа, которая включает 122 сотрудника, 30 ведомств, 12 профильных блоков. Девиз ЦУР – «Всё знаем, быстро решаем, не допускаем». ЦУР агрегирует сообщения через портал «Добродел», соцсети, горячую линию губернатора, обращения в ведомства, отраслевые системы. Вся информация отображается на т.н. тепловой карте региона. Большой упор в ЦУР делаем на упреждение проблем: решаем их до того, как жители оставят обращение к властям.

Сообщить властям о проблеме онлайн можно на портале «Добродел». Пользователи следят за ходом решения своего вопроса. Затем можно подтвердить ответ или не согласиться с ним, а также поставить оценку по пятибалльной шкале.

В работе «Добродела» в 2022 году выделены 24 категории и 705 подкатегорий проблем. Выбрать категорию помогает нейросеть: она распознаёт проблему по фотографии. К примеру, житель делает фотографию переполненного мусорного бака и загружает её на «Добродел». ИИ обрабатывает снимок и предлагает категорию проблемы: «Мусор на общественных территориях», «Контейнерная площадка» и т.д.

В результате внедрения ИИ на 38% уменьшилось отклонение обращений из-за неправильно выбранной темы.

На «Доброделе» можно не только оставить сообщение, но и поучаствовать в опросах и голосованиях. В 2022 году на «Доброделе» проголосовали 746 тысяч жителей Подмосковья. Самые популярные темы:
- ремонт автомобильных дорог – 170 тысяч голосов;
- сбор предложений по установке наружного освещения – 59 тысяч голосов.

Общее количество пользователей портала «Добродел» в 2022 году превысило 2,5 миллиона человек, мобильного приложения – 1 миллион.

Связь и Интернет

В 2022 году в соответствии с федеральным проектом «Цифровая образовательная среда» более 1,5 тысячи школ Московской области подключили к безопасному Интернету, а в 602 появились точки доступа к Wi-Fi. В рамках проекта устранения цифрового неравенства мы выделили 25 населённых пунктов численностью от 100 до 500 человек в 13 городских округах, чтобы обеспечить их мобильной связью стандартов 4G и LTE. По итогам 2022 года покрытия территории области сотовыми сетями составляет 96,5%.

Также в Подмосковье 99% многоэтажных домов по итогам 2022 года обеспечены хотя бы одним провайдером Интернета, в 62% многоквартирных домов доступны два и более провайдеров.

Планы 2023

В 2023 году планируется запуск более 10 ИИ-решений. ИИ будет составлять «умное» расписание для общественного транспорта, проверять фото школьных обедов на соответствие меню и отслеживать бездомных животных. Кроме того, с помощью ИИ будем улучшать качество предоставления госуслуг.

В Московской области совместно со Сбером продолжится подготовка к открытию центра ИИ-трансформации. Он займется разработкой, пилотными проектами и внедрением решений на базе ИИ для работы в различных сферах жизни региона.

Также в планах оптимизировать более 250 услуг и более 100 перевести в «цифру». На региональном портале появятся новые комплексные госуслуги, а ряд услуг переведём в проактивный режим.


Источник: https://d-russia.ru/cifrovizacija-podmoskovja-itogi-2022-i-plany-na-2023.html
Дата: 12.04.2023

Последние новости:

25.11.2024

Определены победители «Битвы роботов-2024»

На подмосковной «Арене Мытищи» состоялись финальные поединки международного чемпионата «Битва Роботов», чемпионами среди взрослых команд стали Daddy Bots из Сан ...

25.11.2024

В Подмосковье провели более 280 тыс. цифровых проверок объектов культуры

В 2020 г. в Московской области запустили контроль за объектами культуры через приложение «Проверки Подмосковья». За это время проведено свыше 280 тыс. цифровых ...