Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Цифровое развитие Москвы: итоги 2022 года

Ежегодно Москва реализует более 300 IT-проектов, являясь одним из мировых технологических лидеров. Цифровые решения помогают управлять многомиллионным мегаполисом, делать работу городских ведомств еще более эффективной и слаженной, а также предоставлять жителям и бизнесу сотни онлайн-услуг и сервисов на площадке единой городской цифровой экосистемы.

К концу прошлого года общее число услуг и сервисов, доступных в электронном виде на портале mos.ru, превысило 400. Москва не только оцифровала некоторые городские услуги, но и модернизировала существующие, чтобы получать их было ещё удобнее и быстрее. С каждым годом цифровая экосистема столицы становится функциональнее, благодаря этому жители все чаще предпочитают решать повседневные задачи именно онлайн. В 2022 году они воспользовались услугами и сервисами портала mos.ru более 657 миллионов раз – это на 39% больше, чем годом ранее. А число аккаунтов на портале превысило 15,4 миллиона, за год к цифровым проектам столицы присоединились более 890 тысяч новых пользователей.

  1. Развитие экосистемы городских электронных услуг. В 2022 году Москва оцифровала или модернизировала более 100 услуг и сервисов. В том числе:

-Впервые в России столица перевела в электронный вид услуги подачи заявления на ежемесячное пособие для детей в возрасте до 3 и от 8 до 18 лет.
-Для тех, кому нужна помощь социальных работников, предусмотрели возможность подать онлайн-заявку на получение социального обслуживания на дому или в стационаре.
-Завершился перевод в цифровой формат всех 28 услуг в сфере жилья и имущества. Воспользоваться ими можно в любое удобное время и с любого устройства с выходом в Интернет.
-Упрощена подача заявления на получение компенсации части платы в детских садах.
-У учащихся появилась возможность подать заявку на участие в государственной итоговой аттестации (ГИА) вне срока и при необходимости скорректировать свои данные в реестре участников ГИА.
- Для студентов появилась опция онлайн-оформления справки при назначении государственной социальной стипендии, причём срок выдачи справок сократился с 14 до 7 дней.
- У жителей всех льготных категорий появилась возможность подать электронное заявление на выпуск карты москвича.

  1. Проактивное предоставление услуг. Москва создаёт смарт-услуги, для получения которых горожанам даже не приходится подавать онлайн-заявление. Если в городских информационных системах уже подтверждено право человека на получение услуги, в нужный момент город сам уведомляет жителя об этом. На электронную почту и в личный кабинет на портале mos.ru ему приходит уведомление с уже заполненным заявлением. Человеку остается только проверить информацию и подтвердить получение услуги. Перед началом учебного года все родители будущих первоклассников, сведения о которых содержались в городских информационных системах, получили электронные уведомления с уже заполненным заявлением на выпуск карты москвича. Им оставалось только загрузить фотографию ребёнка и подтвердить оформление карты. Таким упрощённым форматом получения услуги воспользовались более 10 тысяч человек. В конце 2022 года Москва перевела в проактивный формат продление срока действия парковочного разрешения для многодетных семей и резидентов. За два месяца до окончания срока действия разрешения в личный кабинет и на электронную почту пользователю приходит уведомление с напоминанием о возможности продления. Для оформления нового документа нужно лишь кликнуть на кнопку в уведомлении — заявка уйдет автоматически, а разрешение будет готово в течение одного рабочего дня.
  1. Инклюзивные решения. Для Москвы важно, чтобы пользоваться цифровыми возможностями города могли все без исключения жители, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Столица продолжает адаптировать портал mos.ru для использования скринридеров – программ экранного доступа, которые считывают текст на экране и проговаривают его пользователю. Благодаря этому горожане с нарушениями зрения и моторики могут быстро перемещаться по разделам сайта и без посторонней помощи получать городские онлайн-сервисы. На первом этапе разработчики адаптировали для использования скринридеров навигацию и поисковую строку портала mos.ru. Летом на портале появился первый полностью инклюзивный сервис: «Вывоз ненужных вещей». Теперь незрячие и слабовидящие жители могут без посторонней помощи подать заявку на утилизацию ненужной бытовой техники, электроники, мебели и металлических предметов. В перспективе инклюзивным станет весь портал mos.ru. В этой работе принимают участие тестировщики с нарушением зрения. Они занимаются проверкой потенциальных сложностей и подсказывают, как сделать интерфейс портала доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Запуск суперсервисов. Москва создает не только точечные сервисы, позволяющие человеку решить повседневную, бытовую задачу, но и суперсервисы – готовые персонализированные решения, которые помогают горожанину в определённой жизненной ситуации. Суперсервис «Переезд по программе реновации» помогает участникам программы на всех этапах переселения. Он включает в себя персонализированные инструкции, которые учитывают обстоятельства конкретного пользователя, набор электронных услуг и систему уведомлений обо всех значимых событиях, связанных с переездом. В декабре 2022 года на mos.ru был запущен суперсервис «Переезд в Москве». Те, кто решил сменить место жительства, могут найти здесь в удобном и структурированном виде необходимую информацию о том, как зарегистрироваться по новому адресу, записать детей в школу или детский сад, прикрепиться к поликлинике и решить другие организационные вопросы. Суперсервисом уже воспользовались около 3 тысяч человек.
  1. Развитие ценностных сервисов. Это новое поколение сервисов, которые соединяют на площадке портала mos.ru городские учреждения, жителей и бизнес, вовлекают их в процесс развития городской среды и делают столицу ещё более открытой. С помощью благотворительного сервиса жители могут сделать пожертвования 71 проверенному фонду, перечисляя средства на добрые дела и помогая тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Общая сумма пожертвований, которые перечислили пользователи сервиса, уже превысила 55 миллионов рублей, свой вклад в поддержку подопечных столичных фондов сделали более 47 тысяч человек. Сервис «Вывоз ненужных вещей» позволяет горожанам заказать у компании-партнёра вывоз техники и металлических предметов. В 2022 году в каталог сервиса добавилась мебель и электроника. Жители не просто избавляются от старых или сломанных вещей – они могут сделать это экологично, с заботой об окружающей среде, поскольку все вывезенные предметы отправляются на переработку. За прошлый год горожане утилизировали с помощью сервиса более 20 тысяч предметов: холодильники, ванны, стиральные и посудомоечные машины, плиты и многое другое. В сервисе «Вместе с культурой» горожане могут арендовать помещение в городской библиотеке, музее или доме культуры (ДК). Так жители находят доступные и удобные площадки для проведения своих мероприятий, причём особенно часто этой возможностью пользуется малый бизнес и самозанятые. А городские учреждения культуры расширяют аудиторию, что особенно важно для небольших районных библиотек и ДК. В 2022 году число бронирований превысило 7,1 тысячи – в семь раз больше, чем годом ранее.
  1. Образовательные проекты для горожан. В 2022 году Москва запустила несколько онлайн-проектов, которые помогают жителям больше узнать о безопасности в новой цифровой реальности, научиться защищать свои права и противостоять онлайн- и телефонным мошенникам. В сентябре 2022 года столица совместно Управлением Роспотребнадзора по городу Москве запустила портал потребителя: уникальный цифровой ресурс, который помогает горожанам больше узнать о своих потребительских правах и научиться их защищать. На портале собраны полезные статьи и видеоуроки, а также сервис, с помощью которого можно быстро и удобно составить претензию продавцу или иск в суд. Ресурс уже посетили более 160 тысяч человек. Новый спецпроект «Безопасность в Интернете: как защитить себя и близких» на mos.ru помогает горожанам узнать об основах кибергигиены. Он в доступной форме рассказывает о том, какие правила надо соблюдать при работе в Сети, чтобы не попасться на удочку киберпреступников и не потерять свои данные и деньги. Онлайн-проект «Перезвони сам», запущенный совместно со столичным главком МВД, помогает жителям уберечь себя и близких от мошенников. На портале собраны реальные истории из жизни людей, полезные материалы, инструкции и вебинары

IT – это сквозное направление, от которого сегодня во многом зависит качество жизни в Москве. Столица применяет технологии во всех без исключения отраслях городского управления и социальной сферы. Цифровые решения помогают контролировать ситуацию в городе в режиме реального времени, планировать его развитие, выстраивать более эффективную и слаженную работу всех столичных ведомств и, в конечном итоге, предоставлять жителям еще более качественный сервис во всех сферах.

Один из главных IT-проектов в сфере управления столицей – Цифровой двойник города. Его основная задача – консолидировать и визуализировать всю необходимую информацию о городе. Для этого используется фотореалистичная трёхмерная модель всей территории Москвы, которая дополняется инженерными и транспортными коммуникациями, а также 5 тысяч аналитических слоев с массивами данных по всем сферам жизни города. Сегодня именно Цифровой двойник является ключевым инструментом принятия градостроительных решений и планирования развития Москвы. Одна из важный функций платформы – возможность встроить в него BIM-модель будущего здания, дороги или любого другого объекта. Это позволяет ещё на этапе принятия решения о строительстве оценить, как постройка впишется в архитектуру города и какую нагрузку она создаст на инфраструктуру, спланировать транспортную доступность. Так Цифровой двойник помогает принимать взвешенные градостроительные решения и выбирать оптимальное место для строительства, учитывая не только текущую ситуацию, но и перспективу развития города.

  • В 2022 году в Цифровом двойнике города появились динамические слои, которые позволяют отслеживать движение 8 тысяч единиц техники прямо на 3D-модели города. Этот функционал уже используется для контроля вывоза объектов строительства и сноса, движения городского общественного транспорта.
  • В 2022 году интеграция с городской системой видеонаблюдения и применение алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) позволили вывести на ФГМ-модель в Цифровом двойнике видео с некоторых камер. Эта функция позволяет получать информацию о состоянии городских объектов в режиме реального времени.

Столичной системе видеонаблюдения в 2022 году исполнилось 10 лет. За это время она стала незаменимым инструментом обеспечения безопасности горожан, контроля процессов уборки и благоустройства дворов и улиц, торговли, строительства важных социальных объектов и многих других процессов городского хозяйства.

  • Количество камер, включённых в городскую систему видеонаблюдения, превысило 220 тысяч. Они установлены там, где особенно важно обеспечить безопасность и комфорт горожан: во дворах, на подъездах и в общественных местах, на торговых объектах и других территориях.
  • При расследовании 70% правонарушений столичная полиция использует записи с камер.
  • Камеры городской системы видеонаблюдения помогают специалистам Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ежедневно выявлять нарушения в содержании городских территорий. Помимо этого, контролировать чистоту дворов и дорог помогают 25 детекторов искусственной нейронной сети: в 2022 году с помощью ИИ было выявлено более 53 тысячи нарушений.
  • Специалисты Госинспекции по недвижимости используют видеонаблюдение, чтобы выявлять нарушения в имущественно-земельной сфере. Нейросети анализируют изображения с камер и квадрокоптеров и помогают специалистам ведомства выявлять незаконные стройплощадки и летние кафе, а также факты захламления земель строительными отходами. Для этого ИИ ежемесячно обрабатывает в среднем порядка 150 тысяч фотографий.

В 2022 году в столице был открыт Центр управления комплекса городского хозяйства (ЦУ КГХ). Впервые в одном здании были собраны десятки различных структур, отвечающих за качество и надёжность работы всей сферы ЖКХ. Кроме того, в ЦУ КГХ теперь работают операторы системы 112.

  • ЦУ КГХ – это единая автоматизированная диспетчерская, специалисты которой мониторят и обеспечивают оперативное управление более чем 30 системами жизнедеятельности города, включая водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, водоотведение и многие другие.
  • На основании поступающей в систему центра управления информации есть возможность проводить детальный анализ всех событий в Москве, в том числе критических, и принимать меры по их недопущению в дальнейшем.
  • Специально для ЦУ КГХ разработана автоматизированная информационная система. Она получает данные примерно по тысяче показателей из 50 разных источников: от жителей города, ресурсоснабжающих организаций, контрольно-надзорных органов и с помощью телеметрических устройств. Это свыше 60 тысяч событий ежедневно, все они ранжируются по степени критичности.

Продолжила развиваться Московская электронная школа (МЭШ)– главный столичный проект в сфере образования. Наработки МЭШ теперь будут использоваться не только в Москве, но и лягут в основу федеральной информационной системы «Моя школа»: соглашение об этом было подписано в сентябре 2022 года.

  • В 2022 году сервис «Портфолио учащегося» МЭШ пополнился данными о достижениях школьников в области культуры и творчества. Эту информацию загружают в сервис сотрудники городского Департамента культуры. Кроме того, в сервисе появилась возможность просматривать результаты обучения по каждому предмету: среднюю оценку, количество пройденных тем и общую динамику успеваемости.
  • Ещё одна новинка цифрового портфолио — раздел «Обо мне», доступный для заполнения только детям. Ребята могут внести в него информацию об увлечениях, интересах и хобби, чтобы получить персональные рекомендации МЭШ по посещению кружков и секций подходящих направлений.
  • У столичных педагогов появился новый удобный инструмент для работы: мобильное приложение «Журнал МЭШ». С его помощью учителя школ могут быстро зайти в электронный журнал со смартфона, просмотреть расписание, выдать домашнее задание или поставить отметку ученику и добавить к ней комментарий.
  • Новый инструмент – тематическое оценивание – помогает педагогам и родителям увидеть, насколько успешно школьник осваивает темы учебной программы, а ребёнку — узнать свои сильные и слабые стороны.
  • Библиотека МЭШ пополнилась лучшими материалами отечественных разработчиков – сейчас в ней содержится более 107 тысяч единиц образовательного контента от партнеров. Расширилась и коллекция виртуальных лабораторий, она пополнилась новыми онлайн-симуляторами в новых предметных областях: химия, робототехника, физика.

Столичная цифровая платформа здравоохранения в 2022 году расширила набор возможностей и инициатив для удобства своих пользователей. Ее ключевым элементом является единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), которая с 2012 года кардинально изменила качество предоставления медпомощи горожанам.

  • В 2022 году в Москве началась реализация пилотного проекта по внедрению цифрового паспорта поликлиники. Он позволит главным врачам и их заместителям видеть в режиме онлайн актуальную информацию одновременно по всем филиалам и всем прикреплённым пациентам поликлиники.
  • Москва начала масштабный проект по проактивному динамическому диспансерному наблюдению за состоянием горожан с хроническими заболеваниями. Индивидуально вести каждого пациента и наблюдать за развитием болезни в динамике медикам поможет специальный сервис в ЕМИАС.
  • В Москве все детские поликлиники перешли на использование исключительно электронных медкарт. Это освободило и врачей, и родителей маленьких пациентов от лишней бумажной волокиты, а все сведения доступны в онлайн-режиме.
  • Благодаря интеграции единой цифровой платформы здравоохранения с МЭШ частные и федеральные клиники передают в образовательные организации справки о временной нетрудоспособности ребёнка по форме 095/у в цифровом виде. Данные о периоде отсутствия ребёнка по болезни, включая освобождение от физической нагрузки, доступны в электронном журнале МЭШ. Также родителей московских обучающихся с нового учебного года избавили от необходимости приносить бумажные справки о болезни ребёнка по форме 095/у в кружки и секции.
  • Частные и федеральные медучреждения получили возможность оформлять медицинские карты детей для образовательных учреждений (по форме 026/у) в цифровом виде. Информация автоматически доступна в медицинском кабинете школы в системе «ЕМИАС. Школа».
  • В октябре 2022 года у горожан появилась возможность открыть временный доступ к своей электронной медицинской карте врачам частных и федеральных клиник. Это упрощает получение медпомощи вне московской системы здравоохранения. Этим функционалом уже воспользовались более тысячи раз.
  • В электронной медкарте ребёнка появился персонализированный региональный календарь детских профилактических прививок, а также появился новый раздел «Данные о ребёнке». Родители могут внести в него сведения о наличии или отсутствии у ребёнка аллергии, заполнив анкету из 10 основных уточняющих вопросов. Информация автоматически будет доступна врачам в ЕМИАС.
  • Родителям и врачам в электронной медкарте ребёнка стали доступны сведения о новорождённом: выписной эпикриз из родильного дома, сведения из обменной карты, протоколы патронажных осмотров на дому и другие данные. Также в электронной медкарте горожанам стали доступны результаты и архивы со снимками КТ- и МРТ-исследований, выполненных в частных и федеральных клиниках столицы по программе ОМС.
  • Продолжилось развитие сервисов ИИ в здравоохранении. К концу 2022 года нейросети обрабатывали уже более 50% всех лучевых исследований пациентов поликлиник. Алгоритмы доступны рентгенологам 150 медицинских учреждений, в том числе детских. Врачи пользуются нейросетями для обработки флюорографии, маммографии, рентгенографии, компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии.
  • Благодаря использованию системы поддержки принятия врачебных решений на базе ИИ время назначения диагностических исследований в ходе приёма сократилось в среднем в 10 раз.
  • Медицинских сестер и фельдшеров детских поликлиник столицы освободили от заполнения множества бумажных форм — теперь наиболее востребованные медицинские документы они формируют сразу в электронном виде в ЕМИАС без дублирования на бумаге.
  • Поликлиники столицы запустили телемедицинские консультации для пациентов с ОРВИ и COVID-19. Телемедицинский сервис внедрили и в работу всех центров амбулаторной онкологической помощи. С его помощью онкологи и гематологи могут дистанционно продлить выписанные ранее пациенту электронные рецепты на ряд лекарственных препаратов.

Столичные цифровые сервисы помогают предпринимателям решать текущие бизнес-задачи и реализовывать инвестиционные проекты, упрощают взаимодействие с ведомствами и получение мер поддержки, позволяют участвовать в госзакупках и создавать инновационные продукты.

Главный инструмент взаимодействия бизнеса с городом – портал mos.ru, на котором предпринимателям доступно в электронном виде более 200 услуг и сервисов. В 2022 году компании и индивидуальные предприниматели воспользовались ими более 2,2 миллиона раз – на 10% больше, чем годом ранее. Количество зарегистрированных корпоративных личных кабинетов на данный момент превышает 440 тысяч.

  • С февраля 2022 года у бизнесменов появилась возможность подать на mos.ru онлайн-заявку на открытие летнего кафе. При этом срок предоставления разрешения сократился с 30 до 23 дней.
  • В начале 2022 года компаниям и индивидуальным предпринимателям стала доступна оплата счетов в сервисе «Мои платежи». В электронном виде они могут оплатить более пяти тысяч различных счетов, узнать об имеющихся задолженностях и просмотреть историю финансовых операций.
  • Москва первой в России создала систему, которая упростила операторам мобильной связи оформление документов, необходимых для строительства телеком-инфраструктуры. Теперь на портале mos.ru они могут подать заявление на выдачу санитарно-эпидемиологических заключений городского управления Роспотребнадзора.
  • Для руководителей организаций в сфере управления многоквартирными домами открыта онлайн-запись на обязательный квалификационный экзамен, который необходимо сдавать каждые пять лет. Это избавит их от необходимости очной регистрации и позволит уделить больше времени подготовке.
  • Столичным застройщикам с середины декабря 2022 года стал доступен в электронном виде полный перечень услуг сетевых организаций по подключению к инженерным сетям.

Сервисами столичного Инвестиционного портала в 2022 году воспользовались более 160 тысяч раз – на 10 тысяч больше, чем в 2021 году. Цифровые инструменты портала позволяют предпринимателям подать заявки на присвоение статусов, позволяющих сократить налоговую нагрузку, направить запрос на получение льготного займа или субсидии, сообщить о проблеме и многое другое.

  • В апреле 2022 года разработчики полностью обновили личный кабинет Инвестпортала. Теперь он представляет собой дашборд, который пользователи могут настроить самостоятельно, добавив необходимые именно им элементы. Благодаря этому предприниматели могут быстрее получать нужную им информацию, отслеживать статусы обращений и заявок на получение услуг.
  • На городской инвестиционной карте появились дополнительные аналитические слои, которые помогают предпринимателям подобрать подходящий объект для создания нового бизнеса. Теперь им доступны данные геоаналитики сотовых операторов и городские датасеты, это помогает оценить аудиторию, инфраструктуру и транспортную доступность объектов.
  • Для участников торгов по аренде или продаже городского имущества запустили SMS-оповещения, которые позволяют оперативно узнавать результаты и вовремя оформлять документы.

Столичные заказчики в 2022 году заключили на Портале поставщиков почти 190 тысяч контрактов с представителями малого и среднего бизнеса. Общий объём закупок, проведенных на портале в 2022 году, составил 93,9 миллиарда рублей – на 11,5% больше, чем годом ранее. Свою продукцию на Портале поставщиков представляют уже более 290 тысяч предпринимателей из всех регионов России.

  • Одним из главных нововведений Портала поставщиков в 2022 году стал сервис «Логистика». С его помощью предприниматели могут не только оформить доставку, но и предварительно оценить возможности своего участия в той или иной закупочной процедуре.
  • Для поставщиков на портале также заработал API, позволяющий скачивать каталог товаров, работ или услуг. Это важно для крупных компаний, которые используют аналитику больших данных, чтобы изучать товарные ниши, рассчитывать конкурентную стоимость для своих предложений и оптимизировать работу с каталогом продукции.
  • С августа 2022 года совершать закупки по потребностям на Портале поставщиков могут не только госзаказчики, но и физические и юридические лица.
  • Для столичных заказчиков предельный размер закупок малого объёма на котировочных сессиях увеличили до пяти миллионов рублей на поставку товаров и до трёх миллионов рублей — на выполнение работ и оказание услуг. Ранее этот лимит составлял 600 тысяч рублей.
  • С 2022 года портал интегрирован с единой информационной системой в сфере закупок (ЕИС). Поставщики в рамках исполнения 44-ФЗ могут заранее подготовить проекты электронных актов в личном кабинете портала, а затем в установленный срок отправить их для дальнейшего подписания заказчиком и публикации в ЕИС.

В 2022 году Москва продолжила внедрение технологий ИИ в городском управлении и взаимодействии с горожанами. Столица реализует более 70 проектов с применением ИИ, которые делают работу городских служб ещё более эффективной и помогают жителям быстрее получать нужную им информацию.

  • Весной 2022 года Москва запустила спецпроект, посвящённый внедрению технологий ИИ. На странице спецпроекта разработчики могут посмотреть примеры датасетов, которыми город готов делиться для обучения алгоритмов ИИ. Чтобы получить доступ к полной версии датасетов, компании надо заполнить заявку, описав соответствующий проект по развитию городской среды. Все проекты пройдут экспертную оценку Департамента информационных технологий и профильных городских ведомств.

В начале 2022 года Москва столкнулась с распространением штамма COVID-19 «Омикрон», который вызвал резкий всплеск заболеваемости. Чтобы успешно противостоять распространению заболевания и помочь пациентам, город реализовал несколько технических проектов.

  • Для горожан с симптомами ОРВИ создали возможность записаться к дежурному врачу онлайн. Это позволило минимизировать скопление большого числа пациентов в поликлиниках и помогло горожанам спланировать свой визит к специалисту.
  • Чтобы обеспечить стабильную работу линии «122» в условиях беспрецедентной нагрузки, с середины января Москва совершила настоящий рывок в развитии столичной телеком-инфраструктуры. Совместно с телеком-партнерами и Минцифры РФ была построена принципиально новая платформа связи, которая позволяет службе «122» одновременно принять и обработать в пять раз больше вызовов, чем раньше. Для решения этой задачи в общегородском контакт-центре расширили и создали новые телефонные стыки, а также перешли с технологии TDM на SIP-телефонию, что позволило создать новейшую виртуальную IP АТС. Кроме этого, весь трафик линии «122» был отделен от общего и маршрутизирован в отдельно выделенные гарантированные каналы связи.
  • Разработчики оперативно дообучили голосового помощника общегородского контакт-центра, чтобы он помогал операторам линии «122» справляться с возросшим потоком звонков. Робот взял на себя задачу по уточнению симптомов человека, позвонившего на линию «122». После разговора с жителем робот передавал оператору уже собранную и структурированную информацию. Благодаря этому оператор сразу понимал состояние обратившегося на линию и быстрее оказывал ему помощь.

Уход с российского рынка многих зарубежных онлайн-сервисов, поставщиков программного обеспечения, оборудования и микроэлектронных компонентов не только не отразился на доступности столичных сервисов для горожан, но и послужил стимулом для реализации нескольких новых цифровых проектов.

  • С апреля 2022 года карта москвича выпускается с чипом российского производства. Это сократило сроки изготовления карты и позволило обрести независимость от импортных микросхем. Качество российского чипа полностью соответствует требованиям инфраструктуры приема бесконтактных карт в Москве и области.
  • Туристический сервис Russpass с марта 2022 года выступает единой площадкой для бронирования отелей по всей России.
  • Уход с российского рынка зарубежных платёжных систем не повлиял на работу сервиса «Мои платежи» на портале mos.ru. Более того, у пользователей появилась возможность оформить виртуальную карту «Мир», чтобы оплачивать городские счета и получать скидки в рамках партнерской программы с Национальной системой платежных карт.
  • У специалистов городских ведомств появилось несколько новых инструментов для совместной работы. Собственный мессенджер сделал коммуникацию еще более надёжной и независимой от доступности коммерческих мессенджеров. Также у сотрудников столичных ведомств появилось мобильное приложение, которое позволяет быстро находить контакты коллег, синхронизировать рабочие графики и общаться по видеоконференцсвязи.

В сентябре на выборах муниципальных депутатов Москва совершила настоящий прорыв в избирательном процессе. Впервые в мире столица России провела первое полностью цифровое голосование. Весь процесс – от формирования списка избирателей до подсчёта голосов – проходил с применением технологий.

  • Главным нововведением на выборах 2022 года стал электронный список избирателей (ЭСИ), сформированный на основе данных ГАС «Выборы». Благодаря электронному списку избирателей москвичам не пришлось заранее решать, как голосовать – онлайн или на участке. Выбрать способ голосования можно было прямо в дни выборов. Когда избиратель получал электронный или бумажный бюллетень, информация об этом сразу фиксировалась в ЭСИ. Если человек уже проголосовал одним из способов, выдать бюллетень повторно система не разрешала.
  • Как и ранее, у горожан была возможность принять участие в онлайн-голосовании на портале mos.ru. Более 70% проголосовавших выбрали именно этот способ: онлайн-голосование занимает буквально минуту, а сделать выбор можно из любой точки России – на работе, на даче или в отпуске.
  • Рабочие места членов УИК оборудовали компьютерами и специальными сканерами, которые распознают паспорт избирателя и автоматически находят его в электронном списке. Это позволило отказаться от массивных бумажных книг избирателей и находить человека в списке за несколько секунд. Избирателю оставалось подтвердить получение бюллетеня, расписавшись стилусом прямо на сканере.

В 2022 году цифровые проекты Москвы были номинированы на 15 российских и пять международных премий. Престижные награды получили 30 городских проектов в сфере технологий. Обо всех цифровых достижениях столицы можно прочитать в материале портала mos.ru. В числе наиболее значимых:

  • В 2022 году Москва в третий раз возглавила национальный рейтинг по качеству предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
  • Проект «Смарт-услуги и суперсервисы как подход к развитию электронных услуг в Москве» отметили в специальной номинации «Самый амбициозный проект» на конкурсе региональных практик и проектов цифровой трансформации в субъектах Российской Федерации.
  • В четвёртый раз столица возглавила индекс цифровизации городского хозяйства «IQ городов».
  • В декабре сразу пять столичных проектов удостоились премии Рунета: портал потребителя, тревел-шоу о путешествиях по России цифрового сервиса Russpass, портал сделановмоскве.рф, спецпроект «Москва: Погружение» портала «Узнай Москву» и сервис «Московской электронной школы» «Портфолио учащегося».
  • Интерактивный гид «Узнай Москву» получил звание «Проект-чемпион» международной премии WSIS Prizes 2022. В шорт-лист премии вошло ещё шесть проектов Москвы.

Источник: https://d-russia.ru/cifrovoe-razvitie-moskvy-itogi-2022-goda.html
Дата: 24.03.2023

Последние новости:

25.11.2024

Определены победители «Битвы роботов-2024»

На подмосковной «Арене Мытищи» состоялись финальные поединки международного чемпионата «Битва Роботов», чемпионами среди взрослых команд стали Daddy Bots из Сан ...

25.11.2024

В Подмосковье провели более 280 тыс. цифровых проверок объектов культуры

В 2020 г. в Московской области запустили контроль за объектами культуры через приложение «Проверки Подмосковья». За это время проведено свыше 280 тыс. цифровых ...