Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

На Гайдаровском форуме обсудили доступность цифровых государственных сервисов

Проблемы, с которыми сталкиваются пользователи государственных цифровых сервисов, их причины и последствия, а также механизмы выстраивания отношений между гражданами и государством и бизнесом обсудили эксперты на Гайдаровском форуме.

В сессии «Как сделать госсервисы по-настоящему доступными» приняли участие заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Огуряев, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексейя Скляр, заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти Google Россия Ольга Скороходова и основатель компании USABILITYLAB Дмитрий Сатин.

Были затронуты вопросы:

Каким образом можно учесть потребности разных пользователей государственных цифровых сервисов при их создании?
Как сделать так, чтобы усилия разработчиков и владельцев госсервисов были сосредоточены не только на увеличении количества онлайн-услуг, но и доступности этих услуг для всех граждан, независимо от физических, географических, технических, ментальных и других особенностей?
Чтобы повышать доступность сервисов уже на стадии разработки, требуются подготовленные кадры. Кто и как мог бы готовить специалистов по цифровой доступности?
Объединение усилий и экспертиз государства и бизнеса в повышении цифровой доступности и грамотности людей
В 2022 году возможности портала «Госуслуги» существенно расширятся: в него включат еще более 100 региональных сервисов для граждан и бизнеса. А к 2023 году все массовые социально значимые государственные и муниципальные услуги должны быть переведены в электронный формат.

Успешная реализация этих планов и повышение качества предоставления услуг государственными учреждениями всем категориям граждан во многом связана с обеспечением доступности и удобства в использовании цифровых сервисов населением.

Заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Скляр отметил: «Адаптация госуслуг и госсервисов для людей с ограниченными возможностями должна осуществляться не посредством создания отдельных продуктов, а расширением доступа к существующим и создаваемым сервисам для всех граждан».

По мнению эксперта, необходима трансформация процессов оказания госуслуг, в первую очередь, переход к проактивному режиму их оказания, а также реализация универсального дизайна, который делает госсервисы доступными для всех людей независимо от возраста, инвалидности или других факторов. «Ключевое и первостепенное — это целевая реализация госуслуг, а не попытка сделать удобным то, что в силу организации процесса не может быть таковым», — добавил спикер.

Корневые причины проблем, по мнению заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрия Огуряева, заключаются в историческом отсутствии фокуса на этой теме. «Культура клиентоориентированности только формируется, изменения не происходят быстро. Нужно объяснить госслужащим, что такое «хорошо», и что такое «плохо», создать национальные обязательные стандарты, назначить ответственных за их реализацию в каждом ведомстве и, наконец, обучить людей необходимым компетенциям. Это сложный путь, но мы по нему уже идем». По словам замминистра, первые результаты можно будет оценить уже к середине года, когда появятся стандарты, работающие по принципу конструктора «Лего». В каждом «элементе» будут заложены все требования, которые есть в международном руководстве по доступности web-контента (Web Content Accessibility Guidelines).

Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС и Google анонсировали проведение совместного исследования «Доступность государственных цифровых сервисов», представляющего выборку о работе 30 цифровых государственных сервисов.

Специально для этого исследования была разработана методология оценки доступности цифровых сервисов по десяткам критериев; эти критерии относятся к четырем аспектам доступности (функциональная доступность, юзабилити, языковая доступность и доступность для лиц с ограниченными возможностями).

Полностью результаты исследования будут представлены в феврале, а в мае планируется публикация подробного руководства по созданию доступного и удобного для пользователя государственного сервиса, основанного на рекомендациях экспертов и практиков в области доступности.

Это уже второе исследование, которое Центр проводит в партнерстве с компанией Google. «Тема доступности сервисов оказалась областью пересечения наших интересов, — отметила Ксения Ткачева, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. — Для нас была важно объяснить госслужащим, насколько существенную роль играет создание человекоцентричных и доступных сервисов в отношениях между гражданином и государством».

Для компании Google повышение доступности цифровых продуктов для разных групп пользователей является одним из главных направлений работы, рассказала Ольга Скороходова, заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти Google Россия: «Цифровая трансформация помогает развиваться экономике. Исследование, которое мы провели совместно с международной консалтинговой компанией AlphaBeta, показало, что к 2030 году цифровая трансформация может принести России экономический эффект в размере до 25% ВВП, что составит около 521 млрд долларов США, в том числе 46 млрд долларов благодаря внедрению цифровых технологий в сферу госуслуг. Мы в Google видим свою задачу в том, чтобы максимально способствовать доступности в цифровой сфере. И здесь мы не ограничиваемся собственными продуктами и услугами, но постоянно ищем синергию в совместных проектах с нашими партнерами и, безусловно, готовы делиться экспертизой в этой области с государством. Мы благодарны Центру подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС за совместную работу по изучению доступности цифровых государственных сервисов и продолжим делиться нашими наработками с коллегами в сфере бизнеса и государственными учреждениями.»

О важности совместной работы государства и бизнеса по повышению цифровой доступности рассказал Дмитрий Сатин, основатель и управляющий партнер UsabilityLab. «От качества цифровых госсервисов зависит восприятие самого государства гражданами, включая уровень доверия жителей страны к государственным решениям. Поэтому особенно важным вопросом является то, насколько запускаемые государственными структурами сервисы могут повысить качество жизни людей и дать им независимость в части взаимодействия с государством. У государства есть практически неограниченные возможности для повышения уровня цифровой доступности, но у бизнеса есть наиболее эффективные и передовые способы решения этой задачи. Кроме того, бизнес ближе и чаще общается с гражданами, своими клиентами, четче понимая их запросы и сложности при использовании различных сервисов. Таким образом, говорить об успешном опыте цифровой доступности можно, только объединив экспертизу и действия государства и бизнеса», — подчеркнул эксперт.

Эксперты сошлись во мнении, что обсуждать тему доступности нужно именно сейчас, когда закладываются основы цифрового взаимодействия государства с гражданами. Важно сразу строить их на принципах человекоцентричности и инклюзии, поскольку доступность цифровых государственных сервисов способствует повышению доверия граждан к государству, которое проявляется во многих областях, в том числе и не связанных с «цифрой».


Источник: https://ksi.lenobl.ru/ru/news/43628/
Дата: 18.01.2022

Последние новости:

30.06.2025

Опубликованы поручения правительства по итогам стратегической сессии по развитию отрасли связи

Председатель правительства Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии по развитию отрасли связи; они касаются вопросов качества услуг связи, ...

30.06.2025

Более 11 млн раз жители столицы скачали городское мобильное приложение «Госуслуги Москвы»

Более 11 млн раз жители столицы скачали городское мобильное приложение «Госуслуги Москвы». Об этом сообщили представители Департамента информационных технологий ...

    Календарь мероприятий

    Открыть календарь