Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

Цифровизация меняет систему образования

Цифровые технологии влияют на образовательный процесс, взаимодействие между его участниками, задают новые ориентиры и вызовы. Особое значение имеет цифровизация дошкольного образования - первой ступени на всем пути обучения. Как использовать технологии на пользу детям и не навредить им, обсудили на круглом столе в Аналитическом центре.

«Вопрос цифровизации очень важный. Это тренд развития государства: в документах стратегического развития у нас определено, что это направление является одним из ключевых в рамках трансформации. Поскольку мы говорим о системе дошкольного образования, мы понимаем, что и на других ступенях образования (вплоть до высшего) у нас должна быть преемственность», – рассказала эксперт АЦ Инна Каракчиева.

Она отметила, что цифровизация дошкольного образования влияет на методологию обучения, подготовку кадров, работу с родителями, открытость системы и нормативно-правовое регулирование. «Современные дети с рождения попадают в среду, где есть технологии виртуальной и дополненной реальности. Наша задача – грамотно выстроить образовательный путь ребенка и взаимоотношения с родителями, пожелания которых тоже изменились», - добавила эксперт.

Начальник отдела дошкольного образования Департамента государственной политики управления образования Минпросвещения России Наталья Костюк рассказала, что сегодня в профессиональной среде и родительском сообществе мнения об использовании цифровых технологий и гаджетов в детских садах разделились. «Мы видим две полярные точки зрения. Одни считают, что технологии важны и необходимы и нам нужно изучать, как их применять в дошкольном образовании, другие не понимают проблему вообще», - пояснила она.

По словам Костюк, современные технологии позволяют сделать более доступным и разнообразным инструментарий для развития ребенка, а взаимодействие всех участников процесса - более удобным. С другой стороны, гаджеты снижают активность ребенка, делают его восприятие более пассивным, а здоровье – слабым.

О том, какую пользу могут принести цифровые технологии, рассказал ректор Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) Николай Веракса. «В детстве есть две стороны взаимодействия ребенка с окружающей действительностью. Одна сторона - освоение культуры. Оно происходит под руководством взрослых. Второе направление связано с пространством детской реализации, проявления его творческого начала, становления его как личности. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал результаты своей активности, которые будут приняты социальным окружением», - отметил Веракса. Цифровое устройство, по его словам, может быть и культурным средством, которое используется под контролем взрослого, и тем самым инструментом творческой реализации, которым ребенок будет пользоваться самостоятельно. Чтобы использование гаджетов не навредило ребенку, не привело к его изоляции от взрослых, важно найти оптимальные образовательные варианты в цифровой среде, считает эксперт.

Неправильное использование гаджетов может нанести ребенку непоправимый вред, который с годами будет только прогрессировать. Такие результаты показали исследования, проведенные МГУ. По словам доктора психологических наук, заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александра Вераксы, с возрастанием экранного времени снижается слухоречевая память детей. При этом не важно, пассивное это было время или активное. «Дети, которые проводят перед экраном гаджетов менее 1 часа в день, обладают лучшей двигательной регуляцией и самоконтролем, чем остальные. С увеличением времени перед экраном возрастает сопротивление детей при завершении общения с электронным устройством. Формируется зависимость», - рассказал эксперт.

Не меньшую роль в формировании ребенка играет и его взаимодействие с педагогом: чем выше его качество, тем лучше у ребенка развиты зрительная рабочая память и сдерживающий контроль. «Чем продуктивнее педагоги взаимодействуют с детьми, тем более высокие результаты малыши показывают по целому спектру параметров развития. Возрастание роли гаджетов при низком качестве взаимодействия с воспитателем будет вести к регрессу», - добавил Веракса.

Результаты исследования МГУ подтверждают и данные экспертов АЦ, отметила Каракчиева. В начале декабря АЦ проанализировал статистические данные о численности детей с особенностями развития за последние 25 лет. «Некоторые группы приросли за последние 5 лет очень сильно. Одна из них – дети с речевыми отклонениями в развитии. Таким образом, мы можем прогнозировать изменения, которые произойдут, если не выстроить правильную систему общения детей с гаджетами», - отметила эксперт.

По мнению участников круглого стола, педагоги, работающие с цифровыми технологиями, должны знать законодательство в области защиты информации и персональных данных, уметь работать с гаджетами, консультировать родителей и обеспечивать безопасность образовательного процесса. Использовать цифровые технологии можно только при наличии необходимых условий и с согласия родителей.

«Цифровизация – это не завтра, это уже сейчас. Поэтому нам нужны новые нормативные, экономические, организационно-технические и технологические регуляторы. А чтобы перейти к их разработке, необходима научная база, которая покажет, в каком направлении нужно двигаться. Нам необходимы механизмы сопровождения детей, родителей и педагогов. У нас уже есть лучшие практики, и сейчас нужно их собирать и анализировать», - резюмировала Каракчиева.


Источник: https://ac.gov.ru/news/page/cifrovizacia-menaet-sistemu-obrazovania-27121
Дата: 20.12.2021

Последние новости:

30.06.2025

Опубликованы поручения правительства по итогам стратегической сессии по развитию отрасли связи

Председатель правительства Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии по развитию отрасли связи; они касаются вопросов качества услуг связи, ...

30.06.2025

Более 11 млн раз жители столицы скачали городское мобильное приложение «Госуслуги Москвы»

Более 11 млн раз жители столицы скачали городское мобильное приложение «Госуслуги Москвы». Об этом сообщили представители Департамента информационных технологий ...

    Календарь мероприятий

    Открыть календарь