Новостной портал ЦТЭП ИДУ
Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики
Национальный исследовательский Университет ИТМО

EdTech в России: сможет ли онлайн-обучение встроиться в систему традиционного образования?

Пандемия показала востребованность цифровых технологий в образовательной отрасли: в прошлом году 1,5 млрд учащихся во всем мире перешли на дистанционное обучение. Но что ждет EdTech после снятия карантинных ограничений? Как онлайн сегмент образования сможет взаимодействовать с традиционным? Об этом говорили участники круглого стола, организованного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

«В августе 2020 года аналитическая компания HolonIQ обновила свой прогноз мирового рынка EdTech с учетом пандемии COVID-19 - объем рынка достигнет 404 млрд долларов к 2025 году, а среднегодовой темп прироста составит 16,3%», - рассказала эксперт АЦ Валерия Сырцева. Она добавила, что российский рынок EdTech не стал исключением и продемонстрировал в 2020 году рост на 25-50%, достигнув 53-54 млрд рублей (доля от мирового – около 1%). Российский коммерческий сектор показал бурный рост в 2020 году. В школьном сегменте крупные компании выросли на +100%.

«Ряд экспертов отмечают, что рынок испытал настоящую историю успеха: обострилась конкуренция, повысилось качество продукта, появилось много новинок, - отметила Сырцева. - На фоне пандемии EdTech-компании используют передовые технологии в образовании. Существуют успешные кейсы использования обучающих роботов и блокчейна, процесс обучения персонализируется благодаря ИИ, увеличилась геймификация образования».

Однако существуют опасения, что взрывной рост в 2020 году был обусловлен только эффектом «низкой базы» и пандемией COVID-19. А в будущем это может привести к значительному замедлению темпов роста отечественного EdTech-рынка, который столкнется с рядом барьеров, добавила эксперт АЦ Маргарита Мурашко. Среди барьеров она назвала недостаток развития инфраструктуры - в России далеко не все школьники и студенты обеспечены компьютерами или не имеют доступа к интернету, хотя уже в этом году планируется обеспечить все российские школы выходом в Сеть. Также развитию EdTech мешает недостаточный уровень цифровой грамотности преподавателей, которые не всегда могут правильно оценить эффект от использования современных технологий. «Мы можем говорить о незаинтересованности в дальнейшем внедрении технологий со стороны государственных образовательных учреждений и отсутствии «бесшовного» перехода – уровень синхронизации цифровых образовательных ресурсов и сервисов при переходе на другую ступень образования пока недостаточный», - пояснила Мурашко.

Сооснователь образовательной онлайн-платформы Учи.ру Иван Коломоец отметил, что появление в школах общедоступного широкополосного интернета может принципиально изменить ситуацию в образовании. «Цифровыми технологиями активно пользовались и до пандемии. Все понимали, что это будущее. Но те сервисы, которые были дополнительными, теперь стали необходимыми, - отметил Коломоец. – Однако у нас нет практически ни одной школы с действительно рабочим широкополосным интернетом, к которому есть доступ у каждого ученика. Наши школы официально 5 лет подключены к широкополосному интернету, но по факту дальше кабинета директора этот интернет не уходит».

Как пояснила Мурашко, государственная поддержка EdTech в России идет по нескольким направлениям. Прежде всего, это создание инфраструктуры – обеспечение школ и колледжей высокоскоростным интернет-соединением и создание цифровой образовательной среды. «Уже к 2024 году планируется внедрить ЦОС в 75 субъектах РФ для более чем 500 тысяч школьников, создать цифровой образовательный сервис. В 2021-2024 годах Минобрнауки планирует обеспечить 400 внедрений цифровых сервисов для вузов и научных организаций», - рассказала эксперт. Также, по ее словам, будут развиваться цифровые компетенции преподавателей, которые пройдут обучение в Иннополисе по новым программам для ИТ-специальностей.

Иннополис будет переобучать преподавателей и из других приоритетных отраслей экономики. Специально для этого в прошлом году был создан Опорно-образовательный центр, рассказал начальник управления по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис Искандер Бариев. «Цель нашего центра – обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, необходимыми в условиях цифровой экономики. Для этого в каждой отрасли мы выделили самые востребованные навыки и технологии, - пояснил Бариев. - Образование должно быть непрерывным. Если преподаватель не будет учиться непрерывно, мы не сможем построить конкурентоспособную экономику. Наша задача – научить вузы этому». Он добавил, что EdTech уже встроился в систему образования, вопрос только в том, как быстро вузы смогут адаптироваться к нему. От этого, по его мнению, в будущем зависит лидерство на рынке образования.

Руководитель проекта «Искусственный интеллект» Университета 2035 Надежда Сурова предложила рассматривать EdTech не только как онлайн-обучение и набор платформенных решений, но и как совершенно новую модель развития человека и его непрерывного обучения. По мнению эксперта, необходимо создание образовательного суперсервиса. «Я вижу государственную систему образования именно как сервис. Точно так же, как появляются платформенные решения для государственного управления, нужна Национальная система как суперапп в системе образования с подключением частных и государственных поставщиков услуг», - отметила Сурова. По ее мнению, вузы не надо принуждать использовать цифровые технологии, надо создавать условия, в которых университетам будет выгодно этим заниматься.

Участники круглого стола отметили, что в будущем не будет деления на традиционное и онлайн-образование, все сольется в единую систему. «Трансформация рынка образования сейчас происходит так: мастодонты, которым десятки лет, двигаются в сторону цифровизации, а молодые и амбициозные EdTech-компании двигаются в сторону академического образования. Буквально через десять лет мы с вами будем видеть разные бренды, разные политики, разные подходы, но с точки зрения продукта это будет одно и то же», - рассказал управляющий партнер и директор по развитию бизнеса компании Skyeng Александр Ларьяновский. По его словам, современный EdTech – это данные и алгоритмы, задача которых сделать образовательный продукт более качественным. «Будет неправильно говорить, что данные и алгоритмы направлены на замену учителя. Наоборот. Данные и алгоритмы – это способ перейти от модели «мы обучаем толпу» к модели «мы обучаем конкретного человека». Технологии позволяют создать в образовании индивидуализацию, которая является сейчас безусловным трендом во всем. Это то, что EdTech привносит и продолжит привносить в традиционное образование», - добавил Ларьяновский.

Эксперты добавили, что успех EdTech-рынка как полноценного участника классического образования во многом зависит от того, как отрасль сможет преодолеть существующие препятствия. Ситуация с вынужденным обучением в дистанционном формате может стать тем стимулом, которого не хватало обеим сторонам – EdTech-компаниям и традиционному образованию - для эффективного сотрудничества.


Источник: https://ac.gov.ru/news/page/edtech-v-rossii-smozet-li-onlajn-obucenie-vstroitsa-v-sistemu-tradicionnogo-obrazovania-26969
Дата: 02.07.2021

Последние новости:

20.06.2025

Как ChatGTP снижает мыслительные способности человека – исследование

MIT поставил жестокий эксперимент на людях и выяснил, что у студентов, использующих сервис генеративного искусственного интеллекта ChatGPT для прохождения оцено ...

20.06.2025

Поступай онлайн: на «Госуслугах» стартовал прием заявлений в вуз

В российских вузах стартовала приемная кампания. Пройти весь процесс поступления в вуз можно на «Госуслугах». В 2024 г. сервис помог найти вуз мечты и поступить ...

    Календарь мероприятий

    Открыть календарь